пятница, 11 декабря 2020 г.

Декабрь-годопроводец

 


Последний месяц года в древнем церковном календаре назывался декемврием, поскольку был перенесен из первоначального римского календаря, в котором был десятым по счету - децембером. У древних же славян декабрь именовался студенеем, груденем или хмуренем.

В народе говорили:

«Декабрь- стужайло, на всю зиму студит, саням ход дает».

«Горя у декабря полная котомка, бери- не жалко, а счастьем силен старик на посуле; одна его сила- много праздников».

Что правда, то правда- декабрь насыщен большими праздниками и завершается одним из самых великих христианских торжеств- Рождеством Христовым, который по старому стилю сливался с другим, столь же торжественным- встречей Нового года. После октябрьской революции праздники поменялись местами и потом стали отмечаться по выбору: верующими- оба праздника, неверующими – одни новогодний.

Однако к явлениям природы, предвещавшим будущую погоду, присматривались все. Если декабрь выдавался пасмурным- следовало ожидать хорошего урожая в будущем году, а ясный декабрь грозил недородом. Сухой декабрь предвещал сухую весну и лето, а гром в декабре сулил студеную зиму. Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля- то это к урожаю. Декабрь снежный и морозный обещает урожайную жатву. Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам- плохое лето будет; коли же остается промежуток- урожайное.


Любопытная была примета, относящаяся к поведению птиц. Если запел снегирь, а сорока пряталась под стреху- ожидалась вьюга.

 Если воробьи забирались в хворост, а синица начинала пищать с утра- ожидалось усиление мороза. Беспорядочный птичий хоровод в небе предвещал снегопад, но к оттепели вороньи стаи расхаживали по земле. Громкое же воронье карканье приносило крепкий мороз.


Немало было и других примет, учитывая которые крестьяне заблаговременно приспосабливали свои дела и досуг, выпадавших в конце года.

4 декабря Введение- последний из четырех двунадесятых праздников, посвященных Богородице.


Поговорки, родившиеся в народе, так же посвящались началу нового времени года:

«Введение пришло- зиму привело».

В этот день устраивали шумные катания с горок. В этот день единственный раз за всю зиму проводились санные базары.


7 декабря- день святой Екатерины. При Петре I в этот день устаивали санные гуляния. Екатерининские гуляния переняли по всей России, дав название народному празднику Екатерина- санница. 



В иных местах устраивали санные гонки на спор «под интерес», под немалые ставки.


Отсюда и поговорка пошла: «Выигрыш с проигрышем на одних санях ездят». Играли и дети. Проигравший вывозил санки в гору. Об этом тоже народ сложил поговорку.


9 декабря- Юрьев день. Единственный праздник на Руси, связанный с правовой и социальной судьбой крестьян.


В этот день с 1497 года крестьяне могли переходить от одного помещика к другому, и приурочен этот день к окончанию полевых работ. Право это осуществлялось за неделю до Юрьева дня и неделю после. В связи с этим сложились поговорки:

«На чью долю потянет поле, то скажет Юрьев день».

«Верстался мужик на юрьев день радеть о боярском добре».

Выбирая нового хозяина, крестьяне предварительно приходили «показаться» новому хозяину. Поговорка бытует по сей день: «Наряжается, что баба на Юрьев день». «Судебник» Ивана Грозного в 1550 году значительно ограничил возможности смены «хозяина». В 1581 году царь Федор Иоаннович отменил право перехода, оставив для этого редкие «заповедные лета». Василий Шуйский в 1607 году совсем отменил эти привилегии крестьян, о чем родилось немало горьких поговорок: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», «Снаряжалась баба погулять с барского двора, да дороги не нашла».

Юрьев день издревле был днем договорных сроков и заключения сделок. Празднество осеннего Юрья установил Ярослав Мудрый. В крещении он был наречен Георгием- Юрием. Святого Георгия Победоносца почитали покровителем земледелия и скотоводства.


Крестьяне говорили: «Что у волка в зубах, то Егорий дал»,  «Без Юрьева наказа и серый сыт не будет». И хотя волки причиняли немало вреда крестьянам, в народе о волке отзывались снисходительно, а то и с уважением и непременно связывали зависимость волчьего «благополучия» с благосклонностью его покровителя- Егория. Случалось, волк, наряду со святыми, украшал церковные стены. В Дмитриевском соборе, например, настенные росписи насчитывают более 40 волчьих «образов».


Волк считался полезным весной. В период бескормицы, когда нет листвы  и травы, лесные парнокопытные травили крестьянские посевы. Волки в этот период уничтожали множество зверья, поэтому и особенно не преследовались крестьянами. В народных сказках волк частый герой.

13 декабря- день памяти Андрея Первозванного.


В память апостола никаких обрядов, кроме утреннего богослужения, не предусматривалось, и в житейских крестьянских заботах с ним не было связано ничего. Лишь заневестившиеся девушки тайно постились, а с ужина тайком уносили кусочек хлеба и прятали под подушку со словами: «Суженый мой, приходи ко мне трапезничать».

Апостол Андрей был одним из самых почитаемых первых учеников Иисуса Христа; он оставил след и в нашей отечественной истории. после казни Иисуса апостолы разошлись по свету, проповедуя его учения. Андрей так же проповедовал в разных странах, а в 62 году был схвачен и распят на кресте, который был сбит небрежно и косо. С того времени косой крест стали называть «Андреевским».

В России известность апостола Андрея распостранилась в годы правления Петра I. Им был учрежден орден Андрея Первозванного. В 1865 году был учрежден новый кормовой флаг российского военно-морского флота- Андреевский: косой синий крест на белом полотнище.



Белый цвет исстари был любим в русских войсках- цвет непорочной чести и дружелюбия. Синий, а точнее- васильковый цвет тоже с древних времен считался любимым цветом славян-земледельцев. Васильки- непременные спутники хлебной нивы, воспеты православным народом в песнях и сказках. Любимым праздничным нарядом русского крестьянина была рубаха-косоворотка василькового цвета. Женщины шили на праздники сарафаны цвета василька.

Сейчас над Россией вновь вознесся флаг, соединивший в себе цвета апостола Андрея Первозванного, просветителя и миротворца.

17 декабря- Варвара-рукодельница. В этот день усиливались морозы. «Варвара мосты мостит», «Трещит Варюха- береги нос и ухо». А женщины уверяли: « Варвара ночи украла- дню притачала». Хоть день на Варвару все еще укорачивался, считали, что рабочее время уже начало прибывать и называли Варвару за это рукодельницей. Молодые крестьянки посвящали Варваре «засидки с рукоделием». Собирались в одной хате с рукоделием, обсуждали сельские события, делились мастерством. А старушки восхищались по утрам замысловатым узорам на окнах: «Ишь, Варвара разрисовала!» или «Варвара свое рукоделье из рая прислала».


19 декабря- Никола Зимний. Крестьяне говорили: «Нет за нас поборника супротив Николая».


Он был первый мужицкий заступник. В русских сказках он отождествляется с богатырем Микулой Селяновичем. Почитался как «житный дед». Микула- «дух хлеба». С Николиным благословением отправлялись путники в дальнюю дорогу: «Никола в путь, Христос по дорожке».


В Николаев день, после церковной службы, мужики затевали мирскую Николину свечу. В дом приглашали священника, он окроплял его святой водой. Гости поднимали «заздравную» в честь праздника и каждый приклеивал к горящей свече кусочек воска. Потолстевшую свечу в сопровождении священника отправляли в следующий дом. Там процедура повторялась. В течение Николина дня мирская свеча обходила все дворы, где гуляли и к вечеру достигала пудового веса и ее торжественно относили в церковь, как знак всеобщего взноса за покровительство Николая Угодника во всех делах селян.

22 декабря- Анна зимняя. В этот день беременные освобождались от всех работ. Так же в эти дни «сходились» волки и бывали очень опасны. Воздерживались от поездок в лес или по очень глухим дорогам.

25 декабря- Спиридон-солнцеворот.


На Спиридона медведь на другой бок переворачивается. «Солнце на лето, зима- на мороз». С этого дня начинали подкармливать птиц гречкой, чтобы раньше занеслись, отрясали яблони, что способствовало улучшению плодоношения. Ставили на подоконник в кувшин с водой вишневые ветки и наблюдали до Рождества: если к тому времени распускались и выбрасывали цвет- это предвещало обильный урожай в садах.

30 декабря во многих местностях разыгрывалось «Пещное действо»- обряд, совершавшийся в память о трех святых отроках, брошенных Навуходоносором в печь и спасенных ангелом.


В Москве царь  и царица всегда бывали на торжественных показах этих сцен. А в селениях действо собирало немало зевак, вовлекавших в игру множество желающих. И обряд превращался в веселый массовый спектакль, который клал почин рождественских святок.

Еще не скоро 31 декабря станет для всех россиян одним из самых любимых праздников. Сложно представить, что для наших предков этот день был одним из немногих в череде будней и праздников, составлявших их нелегкую и одновременно мудрую и насыщенную жизнь. Но это уже совсем другая история…


Наталия ТАРАКАНОВА,

главный библиотекарь отдела обслуживания


(картинки для оформления из открытых источников)



Комментариев нет:

Отправить комментарий