пятница, 6 ноября 2020 г.

Ноябрь - ворота зимы

С 2016 года в отделе обслуживания Нехаевской МЦБ работает клуб «Круглый год». Цель клуба – знакомить участников с богатейшей русской культурой и народными традициями. Одна из любимых тем занятий- народный календарь. Наступило время вспомнить праздники и обычаи ноября.

Одним из важных праздников этого месяца является день Параскевы Пятницы - 10 ноября.


Всезнающая Википедия говорит, что Параскева Пятница - мифологизированный образ в народной традиции славян, основанный на персонификации пятницы как дня недели и культе обобщенного образа святой Параскевы. По мнению ряда исследователей, на Параскеву Пятницу были перенесены признаки и функции главного женского божества восточнославянского пантеона - Мокоши: связь с женскими работами (прядением, шитьем и др.), с браком и деторождением, с земной влагой. 

Слово «параскева» на греческом означает «приготовление к субботе; подготовка».  В житие этой святой сказано, что родители особенно почитали день страданий Господних- пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою. На Руси Параскева почиталась женской частью населения. В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В ее день не работали и повторяли обряды Покрова. Девушки молили о замужестве, гадали о будущих супругах. Накануне праздника пекли обрядовый хлеб и угощали им соседей. Угощение доставалось и домашним животным. Параскева была не только бабьей заступницей, но и охранительницей домашнего скота. Дома украшали цветными лентами. Пока завязывали, девушки просили Параскеву послать женихов и верили, что чей узелок быстрей развяжется, та первой замуж и выйдет. Но с самим днем пятницей в связи с этой суровой взыскательностью Параскевы и муками Иисуса Христа, связано много запретов. В пятницу нельзя прясть. Объясняется это тем, что  в этот день Спаситель претерпел оплевание, а на пряжу плюют- увлажненная слюной, она лучше скручивается . Так же поговорка гласит: «Кто в пятницу много смеется, в старости много плакать будет». Считалось, что в пятницу нельзя мыть голову и купать детей. В народе говорили - кто дело в пятницу начинает, у того оно будет пятиться. Несмотря на то, что праздник был бабьим, отдыхали в этот день все. Известная поговорка гласит - по пятницам мужики не пашут, а бабы не прядут. Вода в пятницу считалась целебной. К родникам шли избавляться от хворей. В дар приносили вышитые платки и рубахи, а кто побогаче не скупился и на звонкую монету. В этот день на распутье дорог устраивали ярмарку. Отсюда пошли и названия - Пятницкая улица, Пятницкий переулок, Пятницкое шоссе. В этот день женщины и девушки показывали друг другу свое рукоделие. В северных областях России было принято в этот день изготовлять куклу – Параскеву. Одевали куклу в русский народный женский костюм. На руки куклы девушки и женщины навешивали пояса, ленты, кружева, небольшие орудия женского труда: веретено, наперсток, ножнички, коклюшки, подушечку с иголками и т.д. У каждой хозяйки раньше обязательно была кукла-работница Параскева, помогала в домашних хлопотах. Русская женщина часто говорит: — Как много дел, на все рук не хватает! Поэтому у Параскевы могло быть от восьми до шестнадцати рук, в каждой — какая-нибудь хозяйственная утварь.


С 9 на 10 ноября женщина давала обет в глубоком молчании и средоточии выполнить нелёгкую работу. В старину считалось, что за это Параскева выполнит заветное желание или пошлёт здоровья близкому

Со дня Параскевы нельзя ходить по улице без головного убора. С этого дня обязательно нужно носить шапку или платок. Русские женщины любили головные уборы и умели их мастерски украшать. Головной убор с этого времени был обязателен вовсе не из-за запрета показывать волосы, а потому что крестьяне уже подметили, что с этого времени начинаются настоящие холода, которые могут причинить вред здоровью.



12 ноября день Зиновия и Зиновии, брата и сестры, пострадавших за христианскую веру. Для крестьян в годовой цепи житейских и хозяйственных забот этот день стал своеобразным  «узелком на память».

В средней полосе России в этот  день обычно выпадала первая пороша. И день считался охотничьим праздником.


Выезжали на первую травлю зайцев. Непременно нужно было затравить «именного зайца», чтобы весь охотничий сезон везло. Добыв косого, бывало говорили: «Коня положили, да зайца уходили». До наших дней дошла досада-поговорка: «Цена зайцу две деньги, а бежать- сто рублев».

В Сибири это был еще и день рыбака.

Второй узелок связывали с именем Зиновии. В этот день появляются зимующие птицы. Особенно любили синицу, которую и звали «зинька» или «зинка».


«Кузьминки- по осени поминки»,- так говорят про день 14 ноября, посвященный памяти святых Косьмы и Дамиана, особо почитаемых крестьянами и называемых Козьмой и Демьяном.


Считались они покровителями ремесел, в первую очередь кузнецов и лекарей, и звались «бессребренниками», так как за свои добрые дела денег не брали. А еще их называли «кашниками», потому что питались кашей. При жизни святые были «бездомными» врачами, лечили людей и скот. Даже дикие звери выходили из леса, чтобы принять их помощь. «Кузьминки» издавна слыли и девичьим праздником. Девушки просили сковать свадьбу накрепко, как лед на реке. В этот день девушка становилась хозяйкой дома- она готовила еду для всей семьи и угощала всех. Основным блюдом была куриная лапша, а пирогом- курник. Вечером устраивали «кузьминскую» вечерку, где варили кашу- ссыпчину из разных круп.

Козьма и Демьян были покровителями кур и этот день звался еще и Курьи именины. Устраивали петушиные бои, дарили кур, ребятишки делали кисти из пера с правого крыла.


Под утро парни отправлялись соседских кур воровать. А старики подмечали:

Куры кудахчут- к ненастью

Куры хвостами вертят- к метели.

Куры кричат на насесте- к домашней ссоре.


27 ноября начинался долгий Филипповский пост. До революции с наступлением этого поста стоимость говядины на рынках опускалась до 80 и 50 копеек, тогда как пуд ржаной муки стоил не менее 1 рубля. С большой пользой проводили долгие вечера Филипповского поста крестьяне. Начинались бабьи засидки за чесалками и прялками, пяльцами. Пряли лен, шерсть, стучали мерно ткацкие станки и постукивали прялки. Работали, беседовали, готовились к великому  празднику- Рождеству. И не тягостен был пост и не долгими казались зимние вечера.

Наши предки были настолько мудры, что извлекали пользу и утешение из любой работы. Так вот они были уверены, что «бабьи рукоделия», кроме конкретного результата этого труда, имели еще и лечебное действие. Они подметили, что все виды домашнего творчества способствуют снятию напряжения, успокаивают нервы и предотвращают стрессы. И не только у самих мастериц- весь дом наполнялся умиротворением и спокойствием. И чем больше в доме вещей рукотворных, тем меньше в доме ссор. А еще говорили, что одежда, изготовленная руками любящего человека, оберегает ее владельца, окружив ореолом любви и заботы.

Наверное, в каждой семье хранятся старинные вышивки и кружева, коврики из домотканого полотна и еще много разных уютных вещиц, которые напоминают нам об умелых руках бабушек и прабабушек. Об этом замечательное стихотворение  Надежды Павловны Тишковой:

В бабушкином доме, в дальнем уголке,

Притаилось чудо в старом сундуке.

Очень любопытно, что хранится в нем?

Что же прячет бабушка в сундуке своем?

Обещала бабушка показать добро,

Хоть не накопила злато-серебро.

Побежала внучка, собрала подруг,

Окружили девочки бабушкин сундук.

Разгорелись ярко глазки у девчат-

Всем примерить хочется бабушкин наряд.

Скрипнет крышкой бабушка, зазвенит замок,

И на свет появится старый башмачок.

Ссохся он от времени, кожа не блестит.

Потерял давно уже свой нарядный вид.

Поржавела пряжка, стоптан каблучок,

Чем же ей так дорог этот башмачок?

Как плясала бабушка в этих башмачках,

 С вышитым платочком в тоненьких руках!

Ленту в косу алую подарил жених,

Только вот не сладилась та любовь у них.

Жениха другого подыскал отец,

С ним вот в этом плате встала под венец.

С нынешним нарядом платье не сравнить,

Но решила бабушка платье сохранить.

Золотая свадьба пышною была,

Снова в этом платье бабушка цвела!

От веселья взвился коромыслом дым.

Долгих лет желали внуки молодым!

 В сундуке хранится и другой наряд:

В этом на покосе много лет подряд

Ворошила сено, жала рожь, пряла-

Бабушка работницей первою была.

Из сатина юбка, ситцевый платок,

Рукава у кофты лишь по локоток.

Выцвела от пота кофта на спине,

 Но лежит у бабушки в сундуке на дне.

Фартук да лаптишки- вот и весь убор.

Но ходить грязнулей был большой позор.

Надевала бабушка в праздник сарафан.

Насыпала семечек в потайной карман.

Шла к подругам бабушка, повязав платок-

Вышит ниткой шелковой тонко уголок.

Шею обвивали бусы в три ряда.

Кофта рукодельницей ярко расшита.

А на свадьбе голову украшал венец

В сундуке диковинкам не пришел конец:

Шубная покромка, шали да платки,

Хоть и шерстяные, как перо легки.

Из сукна корсетка, вязаный платок.

С вышивкой- мережкой детский уголок.

Городскую штучку за полпуда ржи

В годы лихолетья выменял мужик.

Пролежала штучка, не пришлось надеть

И достала бабушка внучке поглядеть.

Полотенца с кружевом, с красным петухом.

Скатерти ажурные связаны крючком.

С малолетства дочку поучала мать-

«Не расти бездельницей!»- прясть, вязать и ткать.

Выходила замуж с полным сундуком

И следила строго за своим добром.

Много тайн поведал бабушкин сундук.

Только что-то бабушка загрустила вдруг

Вспомнила заветное, вытерлась платком

И закрыла крышку, щелкнула замком!


В эти холодные осенние дни хочется пожелать всем полных сундуков, здоровья, тепла и уюта в доме.

И для тех, кто внимательно читал стихотворение, вопрос: как вы думаете, что за городскую штучку привез муж бабушке? Мы в библиотеке сломали голову и нам пришел один вариант - фильдеперсовые чулки, например. Очень хочется услышать и другие варианты.

Наталия ТАРАКАНОВА,
главный библиотекарь отдела обслуживания

(картинки для оформления из открытых источников)




Комментариев нет:

Отправить комментарий