пятница, 6 ноября 2020 г.

Подвиг ополченцев

 

С 4 ноября 2005 года в нашей стране отмечается День народного единства в ознаменование освобождения Москвы от интервентов в 1612 году народным ополчением под предводительством К. Минина и Д. Пожарского. Его празднование имеет почти 300-детню традицию и является данью памяти военному подвигу предков, символизирует единение многонационального российского народа, его гражданскую солидарность и нравственное возрождение. День народного единства совпадает по времени с одним из наиболее почитаемых Русской православной церковью праздником Казанской иконы Божьей Матери, с заступничеством которой предание связывает победу народного ополчения и изгнания интервентов.

Истоки праздника ведут нас в тяжелые годы Смутного времени, когда страна оказалась на грани гибели. Государственность была разрушена. Общество расколото на враждебные лагеря. В Москве стоял польский гарнизон. Страной управляло марионеточное правительство. Шведы оккупировали значительную часть северо-запада Московского государства. В эти трагические месяцы огромную роль сыграла церковь и духовные деятели, прежде всего, патриарх Гермоген и настоятель Троице-Сергиева монастыря Дионисий.

Церковь дала национально-освободительному движению идею – защиту православия и восстановление православного царства. В стране созревает идея созыва всенародного ополчения. Его созданию способствовала в гибель Лжедмитрия II в 1610 году. Отряды вольных казаков под предводительством Ивана Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого присоединились к дворянским отрядам Прокопия Трубецкого и образовали первое ополчение. Весной 1611 года ополчение осадило Москву, в столице вспыхнуло восстание. Активным участником восстания стал Д.М. Пожарский, который был ранен и вывезен в свою нижегородскую вотчину. Ополчение создало высший временный орган власти страны – Совет всея земли. Но действовал он нерешительно и предусматривал восстановление прежних крепостных порядков, а это не устраивало вольных казаков. Вскоре первое ополчение распалось.

Начинается переписка городов. В письмах жители Смоленщины, испытавшие власть Сигизмунда III, который поначалу обещал им вольности, предупреждали о реальных намерениях захватчиков. Король Польши Сигизмунд III открыто объявил о своем намерении сесть на московский престол. Казалось, что страна на краю пропасти, но народ показал свою способность к возрождению. В провинциальных городах началось движение за организацию второго ополчения.

Осенью 1612 года староста Нижегородского посада Кузьма Минин обратился с призывом пожертвовать всем ради освобождения Родины. Под его началом городской совет собрал средства для призыва ратных людей. Патриотический порыв, готовность к самопожертвованию охватили массы. Князь Д.М. Пожарский был избран воеводой, так как отличился честностью еще в первом ополчении. Вместе с Кузьмой Мининым они возглавили новый Совет всея земли.

Ополченцы не пошли сразу к Москве, а остановились в Ярославле, чтобы укрепить тылы и расширить базу своего движения. Но вскоре им стало известно, что к столице на помощь польскому гарнизону идет крупный отряд гетмана Ходкевича. Тогда Пожарский заторопился к Москве.

На подходе к столице второе ополчение остановилось у Троице-Сергиева монастыря и отслужило торжественный молебен. Реликвией монастыря была древняя икона Божьей Матери. Предание гласит, что поднялся сильный вечер, многие приняли это за дурной знак. Но после того, как троицкий игумен благословил войско и осенил его крестом, ветер переменился и задул со спины во нам так, что всадники с трудом держались на лошадях.

Подойдя к Москве, ополченцы встали у реки Яузы. Вскоре к столице приблизился отряд Ходакевича, с которым ополчение вступило в жестокий бой. Сражение длилось три дня и в итоге закончилось победой ополченцев.

После отступления Ходакевича положение польского гарнизона в Кремле стало безнадежным. Польские и литовские люди изнемогали. 22 октября был взят Китай-город. 26 октября капитулировал кремлевский гарнизон. Москва была освобождена. Народ радостно встречал ополчение, которое сдержало клятву биться до смерти.

На Красной площади тогда встретились и духовные реликвии русского народа, две иконы Богоматери – Казанская и Владимирская. Казанская осенила весь путь ополчения Минина и Пожарского и стала символом освобождения Москвы. Владимирскую – торжественно вынесли из Успенского собора Кремля.

По окончании молебна на Лобном месте народ и войско вступило в Кремль. Грянули долго молчавшие колокола кремлевских соборов. Весть о победе разнеслась по всей стране. Россия восставала из пепла и унижений, ее государственность была сохранена. Вскоре после победы над поляками на российский престо был избран царь Михаил Федорович Романов, и его отец – патриарх Филарет – объявил Казанскую икону Божьей Матери родовой святыней рода Романовых.

В честь иконы 22 октября (4 ноября но новому стилю) установили местный московский праздник. Он в дальнейшем получил среди верующих название Казанской осенней. Сын Михаила – царь Алексей Михайлович Романов – в 1649 году превратил это праздник в общегосударственный. В блестящей плеяде борцов за независимость русского национального государства Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому принадлежит особое место. Их имена навсегда связаны с подвигом, который совершил русский народ во имя освобождения Родины в 1612 году.

Славные имена руководителей народного освободительного движения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, показавших образцы горячей любви к Родине и мужественной решимости защищать государство, живут и будут жить в благодарной памяти народа.

Ольга НЕФЕДОВА,

 редактор

(картинки для оформления из открытых источников)

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий