С 4 ноября 2005 года в нашей стране отмечается День народного единства в ознаменование освобождения Москвы от интервентов в 1612 году народным ополчением под предводительством К. Минина и Д. Пожарского. Его празднование имеет почти 300-детню традицию и является данью памяти военному подвигу предков, символизирует единение многонационального российского народа, его гражданскую солидарность и нравственное возрождение. День народного единства совпадает по времени с одним из наиболее почитаемых Русской православной церковью праздником Казанской иконы Божьей Матери, с заступничеством которой предание связывает победу народного ополчения и изгнания интервентов.
Истоки
праздника ведут нас в тяжелые годы Смутного времени, когда страна оказалась на
грани гибели. Государственность была разрушена. Общество расколото на
враждебные лагеря. В Москве стоял польский гарнизон. Страной управляло
марионеточное правительство. Шведы оккупировали значительную часть северо-запада
Московского государства. В эти трагические месяцы огромную роль сыграла церковь
и духовные деятели, прежде всего, патриарх Гермоген и настоятель
Троице-Сергиева монастыря Дионисий.
Церковь
дала национально-освободительному движению идею – защиту православия и
восстановление православного царства. В стране созревает идея созыва
всенародного ополчения. Его созданию способствовала в гибель Лжедмитрия II в 1610 году. Отряды вольных
казаков под предводительством Ивана Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого присоединились
к дворянским отрядам Прокопия Трубецкого и образовали первое ополчение. Весной
1611 года ополчение осадило Москву, в столице вспыхнуло восстание. Активным
участником восстания стал Д.М. Пожарский, который был ранен и вывезен в свою
нижегородскую вотчину. Ополчение создало высший временный орган власти страны –
Совет всея земли. Но действовал он нерешительно и предусматривал восстановление
прежних крепостных порядков, а это не устраивало вольных казаков. Вскоре первое
ополчение распалось.
Начинается
переписка городов. В письмах жители Смоленщины, испытавшие власть Сигизмунда III, который поначалу обещал им вольности,
предупреждали о реальных намерениях захватчиков. Король Польши Сигизмунд III открыто объявил о своем намерении
сесть на московский престол. Казалось, что страна на краю пропасти, но народ
показал свою способность к возрождению. В провинциальных городах началось
движение за организацию второго ополчения.
Осенью
1612 года староста Нижегородского посада Кузьма Минин обратился с призывом
пожертвовать всем ради освобождения Родины. Под его началом городской совет
собрал средства для призыва ратных людей. Патриотический порыв, готовность к самопожертвованию
охватили массы. Князь Д.М. Пожарский был избран воеводой, так как отличился
честностью еще в первом ополчении. Вместе с Кузьмой Мининым они возглавили
новый Совет всея земли.
Ополченцы
не пошли сразу к Москве, а остановились в Ярославле, чтобы укрепить тылы и
расширить базу своего движения. Но вскоре им стало известно, что к столице на
помощь польскому гарнизону идет крупный отряд гетмана Ходкевича. Тогда Пожарский
заторопился к Москве.
На
подходе к столице второе ополчение остановилось у Троице-Сергиева монастыря и
отслужило торжественный молебен. Реликвией монастыря была древняя икона Божьей
Матери. Предание гласит, что поднялся сильный вечер, многие приняли это за
дурной знак. Но после того, как троицкий игумен благословил войско и осенил его
крестом, ветер переменился и задул со спины во нам так, что всадники с трудом
держались на лошадях.
Подойдя
к Москве, ополченцы встали у реки Яузы. Вскоре к столице приблизился отряд
Ходакевича, с которым ополчение вступило в жестокий бой. Сражение длилось три
дня и в итоге закончилось победой ополченцев.
После
отступления Ходакевича положение польского гарнизона в Кремле стало
безнадежным. Польские и литовские люди изнемогали. 22 октября был взят Китай-город.
26 октября капитулировал кремлевский гарнизон. Москва была освобождена. Народ радостно
встречал ополчение, которое сдержало клятву биться до смерти.
На
Красной площади тогда встретились и духовные реликвии русского народа, две
иконы Богоматери – Казанская и Владимирская. Казанская осенила весь путь ополчения
Минина и Пожарского и стала символом освобождения Москвы. Владимирскую –
торжественно вынесли из Успенского собора Кремля.
По
окончании молебна на Лобном месте народ и войско вступило в Кремль. Грянули долго
молчавшие колокола кремлевских соборов. Весть о победе разнеслась по всей
стране. Россия восставала из пепла и унижений, ее государственность была
сохранена. Вскоре после победы над поляками на российский престо был избран
царь Михаил Федорович Романов, и его отец – патриарх Филарет – объявил Казанскую
икону Божьей Матери родовой святыней рода Романовых.
В
честь иконы 22 октября (4 ноября но новому стилю) установили местный московский
праздник. Он в дальнейшем получил среди верующих название Казанской осенней. Сын
Михаила – царь Алексей Михайлович Романов – в 1649 году превратил это праздник
в общегосударственный. В блестящей плеяде борцов за независимость русского
национального государства Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому принадлежит особое
место. Их имена навсегда связаны с подвигом, который совершил русский народ во
имя освобождения Родины в 1612 году.
Славные
имена руководителей народного освободительного движения Кузьмы Минина и Дмитрия
Пожарского, показавших образцы горячей любви к Родине и мужественной решимости
защищать государство, живут и будут жить в благодарной памяти народа.
Ольга НЕФЕДОВА,
редактор
(картинки для оформления из открытых источников)
Комментариев нет:
Отправить комментарий