среда, 3 марта 2021 г.

Март - не весна, а предвесенье

 


Первый весенний месяц март в старину называли сухим или березнем. в разных регионах страны, именно поэтому отличались и названия — «весна» на юге приходит гораздо раньше, чем в северных областях: зимобор - борется с зимой, протальник -снег тает, проталины, сухий - мало осадков, земля высыхает, березозол - пробуждение берез;  жгли березу на уголь, соковик  движение березовых соков. Про март говорили: «Празимний месяц март -  февралю-бокогрею меньший брат, Евдокии-плющихе крестник». В хозяйствах начиналась подготовка к выезду в поле, к работам в огороде: «На мартовском припеке ладь соху да борону». В этом месяце в основном плодилась домашняя скотина, начинались нестись куры- прибавлялось забот по двору. Переменчивая погода давала возможность предсказать результат крестьянских усилий: «Коли в марте снежок задулинами, то будет урожай на огородину и ярицу», «Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый».



Пока погода менялась от весенней к зимней и обратно, крестьянки старались извлечь пользу из последнего снега. Считали, что талая вода предохраняет лицо от веснушек и загара, а лекарственные микстуры, настоянные на мартовской снеговой воде, лучше действовали. Непредсказуемый характер первого весеннего месяца нашел свой отклик в народных поговорках:

Март корове рога ломит.

И в марте мороз на нос садится.

Иногда и март морозом хвалится.

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

Пришел марток — надевай семеро порток.

В марте и на корыте уедешь.

В марте вода — в апреле трава.

Мартовская вода (из мартовского снега) целебная: она от веснушек и от загара.

Куры напившись талой воды начинают много нестись.

А мартовские народные приметы говорят нам следующее:

В марте облака плывут быстро и высоко — к хорошей погоде.
Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.
Сухой март — плодородие, дождливый — неурожай.
Случившийся в марте гром — признак плодородия.
Чайка прилетела — скоро лед пройдет.
Кукушка часто и сильно кукующая весною предвещает теплое время.
Кора, потрескивающаяся весною на березах и других деревьях, предсказывает на будущее время продолжительную, хорошую сухую погоду.
Молния в марте без грома — к сухому лету.
Если пойдет дождь в марте, вырастет много грибов.
Мокрый март — плохой урожай.
Шершавая поверхность снега в марте — к урожаю, гладкая — к неурожаю.
Если у мартовских сосулек нет в середине пустоты — к богатому урожаю.
Длинные сосульки в марте — к долгой весне.

2 марта- Маремьяна- кикимора.

У святой Маремьяны (Мариамны) было благочестивое прозвище- праведная.



Однако христианские святые «наслаиваются» на древние дохристианские образы нашего народа, чествование которых приходится на тот же день календаря. Образ кикиморы представлялся по-разному. Одним она казалась маленькой и уродливой старухой, другим- молодицей с длинными космами, белым лицом и черными глазами. Как бы ее не представлял народ, для всех она была существом с зловредными проделками, которое жило в подполье или бане. Больше всего вредила кикимора крестьнкам, занимавшимся прядением, вязанием и ткачеством. Не проходило ночи, чтобы она не спутывала нити и не разматывала клубок. Хозяйки бранились: «От кикиморы не дождешься рубахи». Иногда она творила и добрые дела: если дому угрожала нежданная беда, кикимора плакала по ночам. И тогда крестьяне смиренно обращались с молитвой к праведнице Маремьяне. Только она могла воздействовать на проказливую кикимору и отвратить зло.

 9 марта — Обретение. День обретения главы Иоанна Предтечи.

В христианстве праздник обретения главы Иоанна Крестителя связан с легендами о том, что он был казнен Иродом по просьбе Саломеи, которая потребовала его голову по наущению своей матери, люто ненавидевшей Иоанна. Отсеченную голову Иоанна Крестителя не позволили похоронить, она была спрятана во дворце Ирода после чего вынесена и сохранена для потомков благочестивой христианкой. В дальнейшем, голова Иоанна Крестителя несколько раз находилась и вновь терялась, в итоге существует три отмечаемых церковью обретения главы Иоанна Предтечи: 24 февраля (9 марта) — первое и второе обретение, 25 мая (7 июня) - третье обретение. Необходимо отметить, что календарная привязка этих праздников не ясна, так как в истории нет сведений о днях или даже месяцах данных обретений - примерно известны лишь года, и то лишь второго и третьего обретения-  452 и 850 г.



Сегодня трудно сказать, насколько эта легенда была в действительности известна и почитаема в русском народе. Вполне возможно, что в слово «обретение» крестьяне вкладывали совершенно другой смысл, так как все памятные обычаи 9 марта так или иначе связаны с птицами, а некоторые поговорки явно указывают на «обретение птицами гнезда»:

На обретение птица гнездо обретает.




В день Обретения птица завивает гнездо, а перелетная птица летит из вырая (ирия. Ирий можно понимать и как «рай» и как «теплые южные страны»).

Птичье потенье — гнезд обретенье.

Вот какие поверья, связанные с прилетом и поведением птиц, сохранила для нас народная память:

Своевременный прилет весной перелетных птиц обещает хороший урожай хлеба.

Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев, домов — к холодному лету, и обратно.

Если дергач (коростель) крикнет прежде перепела, то лошади во все лето будут худы; если же перепел крикнет прежде дергача, то лошади будут сыты.

Свирочек-зяблик свирлит к ненастью, холоду.

День Обретения приносил первые вести о приближении весны. Считали, что в этот день перелетные птицы трогались из теплых мест зимовья на родину, а крестьяне ждали встречи с ними. Особенно ждали скворцов, оберегавших сады и огороды от вредителей. Наблюдали, где прилетные птицы начинали вить гнезда: если на солнечной стороне- лето ожидалось холодным, а на теневой- теплым и благоприятным. Погода этого дня тоже была важна в предсказании: выпавший на Обретение снег предвещал холодную Пасху, а сухой день сулил солнечный день.


14 марта Евдокия Плющиха. Масленица.


День памяти Евдикии обычно выдавался ветреным и теплым, иногда с изморозью. Снег на полях оседал, «плющился», образовывался наст. В прежние времена день Евдокии считался последним днем, разрешающим порубки леса, потому что в деревьях начиналось сокодвижение.

В 2021 году Масленица выпала на неделю с 8 по 14 марта.

В старину многих иностранцев поражало празднование этого праздника. Такого размашистого и продолжительного гуляния не бывало ни в одной стране. Только на масленицу, наверное, и раскрывалась вся широта и бесшабашность русского характера и удали. Самой популярной забавой в дни масленицы были катания на санках. Катание на санях и санках вереницами и «поездами», с музыкой, песнями, лицедейством и ярмарками устраивались по всей России.



Непременно разыгрывали штурм снежного городка, так красочно запечатленного на картине русского художника В.И.Сурикова.



Каждый день масленицы имел свое название. Понедельник- встреча, гостей встречали. И застолье посвящалось началу масленицы. Вторник- заигрыши, начинались катания на санках. Среда- лакомка, стряпали блины с самыми изысканными и вкусными приправами. Четверг- разгул, этот день сам за себя говорит. Пятница- «тещины вечерки», ходили к теще на блины. Суббота- «золовкины посиделки», в этот день навещали сестре мужа. Воскресенье- «прощеным днем» неделя завершалась. Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повиновением», просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причиненные в текущем году. Поклоны и мольбы не считались унизительными: важно было получить прощение, установить или возобновить самые близкие и сердечные взаимоотношения, ибо дружба и любовь ценились выше всего.

Игры и обряды масленицы в большей степени посвящены именно проводам зимы, что прекрасно видно из символики: взятие ледяной крепости -покорение зимы; сжигание чучела Зимы на костре -уход Зимы, растворение ее в огне молодого Солнца; игры с перепрыгиванием через костер -обновление, очищение, новый этап;  катание с горок -зима/ледяная горка пройдена;  покорение столба, перетягивание каната -аллегория - зима или весна -  кто кого?

Основным лакомством были блины. С чем их только не ели! И с маслом, медом, патокой, икрой.



За неделю съедали гору блинов. По свидетельству писателя Н.Г.Помяловского, один из петербургских извозчиков в первый день масленицы в гостях у любезной кухарки, не вставая из-за стола, съел 70 блинов и выпил полведра сивухи.

Почему же символом масленицы стали блины? В Библии упомянуты «млины». Там сказано, как царь давид по случаю перенесения киота Господня, всему народу «даяше по млину сковродному». Знаток русского быта, профессор Московского университета, этнограф и мифолог И.М.Снегирев утверждал, что у русских млин - лепешка из греческой молотой муки, пекущаяся на сковороде, переменилось в «блин». Блин, с пылу, с жару, напоминал солнце.он и был символом вновь набирающего яркость солнца. А солнцу всегда поклонялись и славили его. Наши предки особо почитали Ярилу- бога солнца. С масленицы начиналась весна, оно наполняло энергией все живое. Природа оживала. Также принято было на Масленицу относить первые блины в лес. По разным трактовкам они предназначались в дар Медведю (древнее наименование — «ком»), лешему, или вообще силам леса. Отсюда другое название Масленицы — Комоедица и правильное звучание поговорки «первый блин — комам», не имеющей ничего общего с неумелостью хозяйки. Эти версии сейчас опровергают многие ученые, о чем можно прочесть в вездесущем интернете.

В воскресенье завершалась веселая неделя. В этот день старались съесть все, что было настряпано. В первый понедельник начинался уже иной образ жизни и питания. Наступал Великий пост. Великий пост был серьезным испытанием для духа и тела, и чтобы выдержать это испытание, требовалась твердая духовная стойкость.


17 марта- Герасим-грачевник.


Среди святых, которых христиане чествуют в этот день, выделен князь Даниил Александрович, сын Александра Невского, сделавший к началу XIV века Москву столицей княжества, набиравшего вес и могущество среди других княжеств Руси. Однако в народном месяцеслове он уступил место святому Герасиму. Преподобный Герасим основал на месте будущего города Вологды церковь и монастырь во имя святой Троицы. Прославился Герасим тем, что успешно врачевал глазные хвори и напасти. Умер он в своем монастыре 4 марта 1178 года в тот же день, в который он отроком принял пострижение в монахи. В этот день обычно прилетают первые грачи, а их появление во всех краях русской земли является знамением весны: «Герасим грачей пригнал», «Грач на горе - весна на дворе». Хорошей приметой было возвращение грачей в старые гнезда- это предвещало дружную весну и указывало срок главного дела: «Если грачи в гнезда сели, через три недели можно начинать сев ранних хлебов». Грачи- первые спутники и помощники пахаря. Вышагивая следом за пашущим крестьянином, они склевывали личинок хлебных вредителей.




За полезную работу и «обережение» хлебных посевов почитали крестьяне это пернатое племя. А еще крестьяне считали, что с прилетом грачей пропадали нечистые и злые силы, окружавшие людей: домовые, шишиги, кикиморы. И если с домовым уживались, то кикимора доставляла сплошные неприятности. То вьюшкой стучала в печной трубе, то кидалась луковицей из подполья, то за ночь спутывала пряжу, которую хозяйка не успевала смотать в клубок, то сбрасывала с полки глиняный горшок. Герасим-грачевник приводил грачей, а от них кикимора сбегала на все лето. На зимовку возвращалась в дом и продолжала свои проделки.

18 марта — Конон-огородник, Конон-градарь.

С 18 марта непременно нужно начинать копать огороды, причем, как писалось в старинных месяцесловах: 

«Хоть бы в день Конона Градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр и овощу будет много».

Сохранились сведения о заговорах, которые принято было произносить при этом первом распахивании огорода (в Новгородской области). Так, необходимо было выкопать 3 лунки, приговаривая: 

«Одна лунка для суши, другая для мошки, третья для червей». 

То есть опять же мы видим процесс «задабривания» неких вредных сущностей. Ожидалось, что благодаря этому заговору огород летом не будет страдать ни от засухи, ни от мошки, ни от червей.

22 марта – Сорок мучеников.


Дни с 22 марта по 30 апреля (Зосима-пчельник) считались днями последних утренних морозов - всего их 40, отсюда и название «сОроки». На «сОроки» (22 марта) хозяйки выпекали по 40 ржаных шариков, которые затем по одному каждый день выбрасывали в окошко, говоря:

Мороз, красный нос,

Вот тебе хлеб и овес,

А теперь убирайся,

Подобру-поздорову!

Считалось, что мороз насытится хлебными шариками и уйдет до следующей зимы - не будет мешать крестьянам начинать пахоту и сев.

«…Нынче день с ночью равняется,- говорила наша бабушка, принимаясь утром за свои кухонные хлопоты.- Большой праздник нынче. Гостей будем встречать- из-за моря сорок пичужек прилетает. В каждой стае по сорок. И первыми жаворонки. Вот нынче ими и порадуемся.  

Она освобождала широкий кухонный стол и принималась раскатывать тесто и лепить птичек… А через два часа мы всей семьей аппетитно уминали их, подрумяненных, пышных и хрустящих, за завтраком с чаем». (из книги В.Юдина «Дни величальные»).


В каждой семье пеклись эти булочки-жаворонки- сорок штук, по числу воинов-христиан, замученных в Севастийском озере в 313 году. Воинов подвергли пытке, добиваясь отречения от Христовой веры. Сорок воинов лучшей дружины, состоявшей из каппадокийцев-христиан, раздетыми вывели на озеро, покрытое льдом. Но свершилось чудо, и лед растаял, а вода нагрелась. Тогда стражники вывели их на берег, всем перебили колени и сожгли на площади в огромных кострах. Останки высыпали в озеро. Гибель воинов-христиан не остановила распространения христианства в римской армии. Вера сильнее смерти.



А сорок воинов-мучеников в народном поверье воплотилась в жаворонков. И стала эта птица одной из почитаемых на Руси. Ее прилета ждали и встречали радостно, как вестника весны: «Чайка прилетела- скоро лед пойдет, зяблик- к стуже, жаворонок- к теплу». А если первые жаворонки появлялись в день Сорока мучеников, это сулило хороший урожай проса. Обычно в этот день устаивали в обед поминки по погибшим воинам-родственникам, по всем усопшим родным и близким. А к вечеру мысли всех хозяев опять возвращались к близким посевным работам. Женщины в этот день готовили тыквенные семена.


30 марта- Алексей Божий человек, Алексей- с гор потоки.


На Руси «божьими людьми» называли юродивых, праведников. В словаре В.Даля «юродивый»- безумный, божевольный. «Народ считает юродивых Божьими людьми, находя нередко в бессознательных поступках их глубокий смысл, даже предчувствие или предвидение: церковь же признает и юродивых Христа ради, принявших на себя смиренную личину юродства» (Толковый словарь В.Даля). образ Алексея Божьего человека один из приметных в древней русской литературе.



За подвижнический образ жизни, за непрестанную молитву многие стали называть Алексея праведником, человеком Божиим. Хотя святой Алексей не был монахом, за его аскетический и подвижнический образ жизни Церковь почитает его в лике преподобных. Когда Алексей скончался, по всему Риму распространилось благоухание от ладана и тимьяна. Это значило, что скончался святой. К его мощам шли поклониться и попрощаться. Бог явил свое прощение: слепым давал прозрение, глухим- прослышанье, безумным- разум, болящим, скорбящим- исцеление, всему миру- поможение. Это предание, наполненное светлым благоверием и искренностью, глубоким и всеочистительным покаянием, сделало образ Алексея символом обновления- и душевного, и вселенского. В народном календаре – это день обновления в природе, весенней благодати и благодарного труда земледельца.



Алексей - из каждого сугроба кувшин пролей.

На Алексея выверни оглобли из саней (то есть на санях уже не поездишь - остается ждать когда можно будет передвигаться на колесных телегах).

Покинь сани, снаряжай телегу. Сани на поветь.

На Алексея с гор вода, а рыба со стану трогается.

Сверху печет, снизу течет.

Каковы на Алексея ручьи (большие или малые), такова и пойма (разлив).

На Алексея теплого доставай улья.

На Алексея тепло- весна дружная будет.

Коли холодный день на Алексея- весна запоздает.

Но чаще в этот день все же было тепло. Крестьянки сеяли в парники капусту, мужики ладили посевной инвентарь, пчеловоды готовили пчел к вывозу на пасеку. А любители потех устраивали гусиные бои.

А на носу был следующий, непостоянный в своей погоде месяц- апрель…


Наталия ТАРАКАНОВА,

главный библиотекарь Отдела обслуживания


(материал и картинки из открытых источников)

Комментариев нет:

Отправить комментарий