вторник, 2 февраля 2021 г.

Январь - темная зорька года

 


«Матушка»- так в старину русский человек называл зиму. А почему именно ее - лютую, холодную, со снегопадами и метелями? Ведь не весну-красну, не лето теплое, не осень сытную? Может быть потому, что зима, словно родная матушка прикрывает всю землю снежным одеялом, защищая от лютых морозов?

У зимы три братца-месяца и один из них январь, первый месяц года, названный по имени мифологического бога Януса, одного из самых почитаемых древнеримских богов. Янус был богом всех начал, времени и перемен, всех входов и выходов. Считалось так же, что он открывает небесные ворота и выпускает на землю день, дарующий свет всему живому. Изображали Януса с двумя лицами, обращенными вперед и назад, что означало созерцание прошедшего и предвидение будущего. В руках Янус держал ключ и песочные часы- символ времени, а иногда и посох- символ путешественников, которым, по поверью, он тоже покровительствовал. На пальце правой руки бога было надето кольцо с числом 300, а на левой- с числом 65, по количеству дней в году.

Наши предки в пору язычества были не очень сильны в мифологии, поэтому называли январь по-своему, и эти названия гораздо точнее отражают характер «царя морозов», «корня зимы», «ее государя». Так, в январе приднестровские славяне рубили леса, чтобы подготовить к весне новые земли для посевов. Соответственно, январь называли «сеченем», от глагола «сечь». Это название подходило месяцу и потому, что он как бы сечет зиму пополам  одновременно «отсекая» прошедший год и начиная новый. Так же называли январь «просинцем»: в эту пору удлиняются дни и на небе появляются первые синие островки- просини, а от просачивающейся воды синеет лед на реках и озерах.  Однако академик Б.А.Рыбаков полагал, что «просинец» считался у древних славян-язычников месяцем просьб и заклинаний на весь год. Народная же характеристика января проста: «Году начало- зиме середка».

Суров и строг первый месяц года, никому не дает спуску. От лютых морозов трещат в лесу деревья, метели заметают звериную тропу и санный след, в деревнях тонкие дымки печных труб поднимаются столбиком в звенящее от стужи небо. Звери прячутся в норах, забираются поглубже в снег, лоси собираются вместе и жмутся друг к другу. Но не все замирает в лесу: в январе начинается брачная пора у кабанов и волков. Далеко над бескрайними просторами разносится леденящий душу волчий вой. Один «певец» начинает, и тут же ему отвечает другой, потом третий, и наконец их голоса сливаются в одну бесконечную жалобную, жуткую песню. Во время такого «концерта» люди стремятся поближе к огню, теплу и свету, и горе тому, кого ночь застанет в пути.

Древние славяне начинали гол с 21 марта, когда пробуждалась весной природа. Несколько раз по разным причинам новый год переносился на другие даты. Конец этому положил Петр I, стремящийся к тому, чтобы Россия стала европейским государством. В 1700 был издан указ о праздновании нового года с 1 января. В полночь Петр сам поджег на Красной площади первую новогоднюю ракету, дав этим сигнал к открытию праздника и утверждению нового обычая. В новогоднюю ночь на улицах жгли костры и плясали вокруг них, призывая солнце согреть скованную снегами и морозами землю. И все-таки праздничным январь был и без этого. На него приходятся значительные даты, которые народ очень почитал.

Новогодний день в наше время в русском церковном календаре считается гражданским праздником и особым богослужением не отличается. Отводится обычный утренний молебен по святым, среди которых преподобный Илия Муромец, подвизавшийся в конце XII века в Киево-Печерской обители, в Дальних пещерах. Сведения о нем очень скупы. Выпало ему жить в тревожное и смутное время на Руси. Страна раздиралась княжеской междоусобицей .Общему разорению способствовали нападения то литовцев, то венгров. Преподобный Илия из Мурома прилагал немало усилий, чтобы примирить враждующих князей, но все было тщетно. Только перед общей бедой- внезапным нашествием половецких орд на земли южных княжеств- образумились честолюбивые властители. Объединившись, достойно встретили натиск жестокого врага. Закипели битвы на Диком поле, от одних к другим переходила переменчивая победа… Это сполошное время  и воспето потом в знаменитом «Слове о полку Игореве». Умер Илия в 1188 году, блаженно благословив наступившее умиротворение. И приписала ему благодарная народная молва богатырскую силу, и прославила невиданными подвигами. И явился к нам из тех незапамятных и славных времен героем множества сказаний русский былинный богатырь Илья Муромец со своими храбрыми и верными сподвижниками Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем, соединившись с образом реально существовавшего инока из Киево-Печерской обители. А народ подмечал погоду в этот день: на новый год тепло и снег- лето теплое и дождливое.

3 января, а до революции 21 декабря , в церкви проходит более торжественная, чем в обычные дни служба. Раньше, этим днем словно бы подводили итог и добрых дел и прегрешений, совершенных в течение минувшего года.  Служба эта была в честь Первосвятителя Петра. Петр был первым московским митрополитом, духовным наставником  и верным сподвижником великого князя Ивана Калиты. Он усердно способствовал не только объединению русской православной церкви, но и содействовал возвышению Московского великого княжества, принявшего на себя тяжкие заботы о развитии и укреплении единого Русского государства. В истории православной церкви митрополит Петр заслуженно назван Первосвятителем. Петр неустанно поучал народ и духовенство строгому соблюдению христианского благочестия. Неустанно призывал враждовавших князей к миролюбию и единству. В 1312 году митрополит Петр совершил поездку в Золотую Орду и получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства. Он духовно подготовил русский народ к Куликовской битве, внушил веру в превосходство униженного русского духа над силой завоевателей. В первую очередь он позаботился об искоренении нравственных пороков, разъедающих и духовно обессиливающих народ. Первосвятитель Петр остался в истории и памяти народа суровым  и твердым наставником, требовавшим наперед от священнослужителей нравственно-духовной чистоты и постоянного радения о бережении общественных моральных принципов. Строго взыскивал за легкомысленное отношение к браку, за непрочность брачных уз, не допускал венчания девиц моложе 13 лет. Гневно порицал Петр и сквернословие. Сурово осуждал поединки и требовал строгого наказания поединщиков. Это наставление действовало столь же сурово и в XIX веке, когда ни Пушкин, ни Лермонтов не получили причастия, собираясь на поединок. Убийца Лермонтова Мартынов был приговорен к длительному и суровому церковному покаянию, а католика Дантеса выслали из России.

До революции Рождество Иисуса Христа праздновали перед новым годом, 25 декабря. Сейчас же этот праздник отмечается 7 января, но многие начинают праздновать со «старого Рождества» и заканчивают «старым» Новым годом. Так что гуляния растягиваются на долгих три недели.  Новый год оказался в середине праздничной карусели и на него распространились обряды и обычаи, присущие когда-то Рождеству. Дню Рождества предшествует сочельник, с него и начинаются «рождественские святки», которые продолжаются 12 дней.  6 января опять же примечали погоду, потому что сильные морозы в этот день сулят надежный урожай. Сочельник завершал длительный Филипповский пост. Он был строгий, и в народе говорили: «Кто о Филипповках не постится, у того ржи не уродится». Сочельник был днем «постной службы», весь день ничего не ели, до первой звезды на небе. До того разрешалось вкушать только сочиво - рисовый или ячменный взвар с медком и пшеничным хлебом. Поэтому канунный день Рождества и был назван «сочельником».  Вечером, перед тем как сесть за стол, всей семьей выходили «глядеть звезды». Высматривали «путеводную» и по приметам определяли будущий урожай - если звезд много, будет большой приплод скота, а в лесу много ягод. Все последующие  12 дней - это время веселых и окрыляющих забот и забав, наполненных торжественным одухотворением. Человек словно бы и сам обновляется заново, вместе с рождением Божьего сына и наступлением Нового года. Святочное время было насыщено и таинственными магическими обрядами, приметами и поверьями. Этот период - своеобразный переход между старым и новым хозяйственным годом, поэтому люди приносили в дома свежую воду, и умывались ею, чтобы быть здоровыми в новом году. С надеждой на хороший урожай они ставили в красный угол первый сноп, который хранился с осени. Не забывали и домашних животных: кормили кутьей, предварительно окружив их поясом, чтобы они не уходили со двора, а коров-кормилиц угощали обрядовым хлебом и … поздравляли с праздником. С утра рождественского дня, после службы в церкви, начинались колядования.

Главное событие романа «Евгений Онегин» Пушкин предварил следующими строками:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе.

Зимы ждала, ждала природа,

Снег выпал только в январе,

На третье в ночь.

Тогдашнее 2 января соответствует нынешнему 15. Это день памяти наиболее почитаемого среди других преподобного Сильвестра Печерского. Он считался добродетельным святым, покровителем крестьянского пернатого хозяйства. В этот день окуривали курятники. Примета пушкинского бесснежного дня сулила недоброе будущее: снег по новому году к урожаю, а снега не было. Бесснежье грозило неурожайным летом и голодной следующей зимой. Рисуя тревожную обстановку в природе, Пушкин словно бы готовил читателя к трагической развязке романа - гибели Ленского в роковой дуэли.

19 января праздновали Крещение - широко и торжественно. В  канун, как рассказывает герой романа И.Шмелева «Лето Господне», «…ставят кресты…мелком-снежком. Ставим крестики на сараях, на коровнике, на конюшне, на всех дверях. В конюшне тепло, она хорошо окутана, лошадям навалено соломы. Антипушка окропил их святой водой и поставил над денниками крестики. Говорит- на тепло пойдет, примета такая- лошадки ложились ночью…». Одно из важных событий этого дня крестный ход «на Иордань» и освящение воды. Смельчаки погружаются в ледяную воду, а потом набирали из проруби «иорданской» водицы. У крестьянок подмосковных и верхневолжских губерний ценился и крещенский снег. Им потом белили новотканные холсты. И опять подмечали погоду:

Если крещенские морозы сильнее Рождественских - год будет урожайным.

Звездная ночь- урожай на горох и ягоды.

Крещение под полный месяц - к большой воде.

Метель на Крещение - к хорошему роению пчел.

Андриевская Жанна в заметках об укладе жизни предков интересно пишет о 25 января- Татьянином дне: «В 1755 году 25 января Елизавета Петровна подписала Указ «Об учреждении Московского университета», а наши предки в этот день праздновали Бабий кут. На Руси так называлось место у печи, где хозяюшка проводила очень много времени. Праздник этот, как думали предки,- родом от самого Солнца. С утра женщина пекла большой каравай в виде солнца. Просыпались все - а уже их ждал кусочек каравая-солнышка, теплого, ароматного, румяного. Порядок в бабьем куту хозяйка наводила заранее. Но в праздничное утро были и символические обряды: лишнее все- долой, в ведра- налить чистой прохладной воды, рушники чистые, яркие, миски стопочкой, горшки в ряд… бабий кут- очень добрый и светлый день. Ни с кем не ругались. Если и ворожили- то на добро, удачу, благополучие, урожай. В полдень, когда солнышко сверкало во всей красе, хозяйки выходили на крыльцо и зазывали весну. К вечеру садились рукодельничать. Заодно колдовали понемножку. Например, сматывали тугие клубочки из ниток, чтобы народились тугие кочаны капусты, репа и свекла чтобы выросли большими, да  и в семье чтобы все дружненько да ладно было.» /источник: инстаграм, dolinachudes/. Опять смотрели погоду: проглянет солнышко - к раннему прилету птиц, снег- лето будет дождливое.

Замыкал январь Афанасий-ломонос, приходящийся в наши дни на 31 января. В этот день отмечают последние крепкие январские морозы: пришел Афанасий - береги нос. У крестьянина зимних дел полная котомка: и в лес за дровами съездить, в ближайшие посады на торги успеть, а еще и домашние дела - валяли валенки и полости, гнули сани и дуги, плели лапти, выделывали овчины, резали деревянную посуду. И опять подмечали погоду каждого дня- от нее зависел успех дела. Трескучий мороз ограничивал активность крестьянина. А на Афанасия-ломоноса, когда на дворе «мороз и железо рвет и на лету птицу бьет», приходилось сидеть дома. Морозные дни несли убытки. «На дворе мороз, а в кармане денежки тают». Стужа в этот день служила недоброй приметой. Если этот день выдавался вьюжным и ветреным, то и весна затягивалась и на содержание скота кормов требовалось больше обычного. Иногда не хватало денег на солому и приходилось разорять соломенные крыши по весне, чтобы поддержать скотину до выгона на пастбище. Но была и какая-то польза от этого дня. В Сибири в этот день наготавливали про запас пельмени, в других местах морозили рыбу, мясо, молоко и клюкву.

Несмотря на тяготы крестьянского быта и работы, жизнь продолжалась. А впереди был еще один лютый месяц- февраль: вьюги да метели под февраль полетели…

Материалы взяты из книги В.Юдина «Дни величальные», статьи М.А.Кореневой «Месяцеслов», И.С.Шмелев «Лето Господне», материалы из открытых источников в интернете.


Наталия ТАРАКАНОВА,

главный библиотекарь Отдела обслуживания

(фото предоставлено нашими читателями Вороновыми)

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий