четверг, 11 февраля 2021 г.

Февраль-обманщик

 

Февраль. Худ. Я. Зяблов

Февраль - самый короткий месяц года, в нем 28 дней и лишь раз в четыре года- 29. Слово «февраль» произошло от латинского Februarius – «месяц очищения». Дело в том, что в это время у древних римлян проходили очистительные обряды и празднества, посвященные приближению весны, когда вся природа очищается и принимает новый облик. По другой версии, последний месяц зимы получил свое имя в честь бога подземного царства Фебруариуса. В древнем Риме его недолюбливали и считали, что он приносит людям различные бедствия.

И правда, февраль - месяц обманчивый: февраль одной рукой нос гладит, а другой по нему щелкает. С одной стороны, бокогрей - начинает солнышко припекать, а с другой стороны, трутень и ветродуй - месяц свирепых метелей и вьюг, который «зиму выдувает»:  У февраля два друга: метель да вьюга.  В старину у славян последний зимний месяц назывался лютый — по особо суровым февральским морозам. Другие наименования — снежень, крутень, вьюговей (сильные метели, вьюга и ветры),козоброд, кривые дороги (тропы становится извилистыми и труднопроходимыми из-за накопившегося снега, который уже постепенно начинает таять). Но есть и указания на скорый приход весны и долгожданного тепла — бокогрей (солнечные лучи начинают не только светить, но и греть — можно выгнать из стойла домашний скот «погреть бока»), зимобор (месяц забирает у зимы ее силу), сечень, межень (пограничное время между зимой и весной). Погода в феврале переменчивая: теплые деньки, когда на радость ребятне с крыш начинают расти сосульки, звеня капелью, сменяются трескучими морозами, и земля вновь покрывается непролазными сугробами. За такой нрав прозвали в народе февраль обманщиком: Бокогреюшка- февраль, он теплом обычно враль. И все- же февраль предтеча весны, ее предчувствие. Об этом говорит и яркое солнце на голубом, прозрачно-чистом небе и прибавляющийся день, и веселое щебетание птиц. И всё уже в ожидании весны…

В феврале наступала пора подготовки к весенним работам. И особенно крестьян интересовал прогноз на будущий урожай. И как всегда природа выступала его предсказателем.

Если февраль будет дождливый, то такими же можно ожидать весны и лета, а если погодливый, то предвещает засуху.    
Февраль холодный и сухой — август жаркий
Как в феврале аукнется — так осенью откликнется.  
В феврале много инея на деревьях — будет много меда. 
Уже в первый день месяца судили, какая весна будет. Если начало февраля погожее, то и весну ждали раннюю, ясную.  А так же подмечали погоду и в другие дни месяца:

2 февраля. В полдень солнце- к ранней весне, а если пасмурно или метель в середине дня разыграется- долго будет погода метельной.

4 февраля. Чем больше выпадает снега, тем выше урожай зерновых.

6 февраля. Каков день, такова и весна.

10 февраля. Ветер спутает погоду- быть сырому году.

12 февраля. Красноватая луна- на большой ветер.

19 февраля. Морозы обещают бурную весну, сухое и жаркое лето.

21 февраля. Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.

29 февраля. Длинные сосульки в конце февраля- к долгой весне.

Согласно народному календарю каждый день имел собственное название, перечень необходимых дел или предостережений — в этих названиях и обрядах причудливым образом переплетаются древняя дохристианская и церковная традиции, складываясь в неразрывную нить славянской истории, которая уходит в бесконечную глубину веков…

4 февраля — Тимофей-полузимник

Считалось, что после афанасьевских морозов (на 31 января) следующая волна стужи приходит именно 4 февраля — эти первые февральские морозы назывались тимофеевскими, так как на этот день также приходится церковный день памяти святого апостола от 70-ти Тимофея, считающегося любимым учеником Павла.

Тимофеевские морозы — позимы. 
Не диво, что Афанасий-ломонос сморозит нос, подожди тимофеевских морозов. 
Тимофеевский мороз ползимы с собой унес. 

Застигнутые бурей. Худ. Н. Сверчков


6 февраля. Аксинья- полузимница.

 Аксинья делила зиму пополам. А еще ее называли Аксинья- полухлебница- обычно к этому времени оставалась лишь половина хлебных запасов. На торгах с этого дня устанавливались твердые цены. Так и говорили: «Коли на Аксинью-полухлебницу цена на хлеб низкая, то и до нового хлеба не поднимется». Но смотрели на погоду: «Коли на Аксинью день теплый, тихий- будет понижение цен на хлеб и сено». Это давняя, многолетняя примета чаще всего оправдывалась, потому что исстари было примечено повторение погоды через 175-177 дней- спустя лунное полугодие к началу второй половины июля.  К этому времени заканчивался сенокос и начиналась выборочная жатва хлебов, для чего нужна была сухая погода, тогда и сено и хлеб удавалось снять посуху. Так же говорили: какова Аксинья, такова и весна. Доброжелательная связь крестьянина с днем памяти святой Аксиньи была очевидной. В этот день в каждой сельской церкви больше всего горело свечей перед образом святой Аксиньи.

10 февраля — Ефрем Сирин, запечник, прибаутник, сверчковый заступник. (Согласно церковным канонам — один из великих учителей церкви IV века, христианский богослов и поэт).

Ефрем Сирин


В день Ефрема Сирина крестьяне на Руси справляли именины домового. В его существование  не только верили, но немало находили и чувствовали доказательств его постоянного присутствия. В отличие от «нечистых сил»- кикиморы и лешего в лесу, водяного в реке или озере, которых люди боялись, домовой не считался злым духом и не относился к нечистой силе. Он считался не столько добрым, сколько справедливым. Не любил ссор. Над молодыми иногда потешался: прятал вещи. Но отзывался на заклинание: «Домовой, домовой, поиграй и отдай». И пропавшая вещь, как ни странно, находилась. Домовой активно участвовал в крестьянском дворе, оберегал скотину, любил лошадей и играл с ними. Гривы лошадей в стойлах к утру были обнаружены заплетенными в косички — это однозначно списывалось на ночные труды домовых. Иногда присматривал за оставленным в доме ребятенком. Переезжая в новый дом, всегда приглашали своего домового с собой.  В каждой крестьянской семье держали кошку, которая ловила мышей и была так же своеобразной хозяйкой дома. Кошки дружили и ладили с домовым. Поэтому первой в жилище запускали кошку- наладить добрые отношения с местным домовым. Весь вечер на Ефрема Сирина посвящался посиделкам с рассказами и байками про домовых. На Ефремов день было принято задабривать домового, оставлять ему еду с присказками:«Хозяин-батюшка, побереги скотинку», «Домовишко-дедушка, всех пой, корми овечушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели им мягко».

Врасплох. Худ. В. Алтырский


14 февраля Святой Трифон. Мышиный день.

Сегодня внимание на себя существенно перетягивает католический праздник всех влюбленных, чуждый нашей истории и культуре, и мало кто уже помнит про Трифона. А ведь у нас этот день был наполнен ожиданием любви, чуда, семейного счастья еще задолго до прихода новой моды на Валентина — согласно народным приметам на Трифона девушки как раз молились о женихах! Вероятно, это связано с тем, что февраль — традиционный месяц свадеб, а Трифон — это как раз середина февраля. Но именно Трифон происхождением своим был близок любому крестьянину. Сельский уроженец, Трифон в молодости пас гусей. С юных лет обнаружил в себе дар, исцеляющий хвори. Он бескорыстно помогал страждущим, действуя именем Христа. Властители-язычники преследовали его за иноверие. По велению правителя Восточной провинции Римской империи он был подвергут пыткам, но не отрекся от веры, после чего был казнен. После крещения Руси Трифон стал одним из покровителей крестьянского двора. Ему, врачевателю, умеющему составлять различные снадобья, и вверились крестьяне, оберегая свои хлебные припасы от мышиного разбоя. Долгий крестьянский год, наполненный нескончаемыми трудами и заботами, охватывал такой круг бытия, что в нем находилось внимание всему, так или иначе причастному к жизни крестьянина. Не остались в стороне даже мыши- непременные и неистребимые сожители и враги крестьянского хозяйства. Даже в поле они «трудились» наравне с крестьянином: «Был бы хлеб, а мыши будут».

Несмотря на борьбу, мыши оставались неизменными спутниками крестьянского хозяйства. И мудрый крестьянин научился и из этого извлекать выгоду: по поведению мышей предугадывали различные события в жизни. Мыши одолевали перед голодом, а в предчувствии пожара первыми покидали дом. Немало и предрассудков было: надгрызут хлеб сверху- дорог будет; снизу- дешев; сбоку- будет хлебу средняя цена, а если мышь попадет за пазуху- быть беде. Многое могли предсказать вездесущие зверьки. Если мыши поедят остатки ужина, у хозяев разболятся зубы. Так мыши наказывали нерях. Но если съесть что-нибудь надгрызанное мышами, зубы окрепнут. Вообще, мышей считали тесно связанными с зубами. На Руси они выполняли роль зубной феи. Все помнят, как в детстве выпавший молочный зуб бабушка велела кинуть за печку (или в чулан)  с наказом: «На тебе, мышка, репяной, а мне дай костяной». До Трифона крестьянин терпел мышиное соседство, не брал грех на душу, а основательно воевал с ними раз в году, с благословения святого мученика.  А ночью смотрел на звезды: На Трифона звездно — весна поздняя. 

15 февраля — Сретенье

В церковной традиции Сретенье — один из основных праздников, входящий в перечень двунадесятых. Слово же само по себе означает некую встречу, в церковном контексте — встречу Ветхого и Нового Завета, а именно встречу 300-летнего старца Симеона, переводившего Священное Писание на греческий, с младенцем Христом и его семьей. Этой встречи праведник Симеон ждал уже много лет, так как однажды ему явился Ангел и сообщил, что тот не умрет до тех пор пока своими глазами не узрит Младенца, рожденного Девой.

Симеон с младенцем Иисусом

В народной же традиции день знаменателем «сретеньем» или встречей другого характера — эта встреча Зимы и Лета. Именно поэтому день особенно важен в плане предсказания характера будущей весны, лета и урожая. На Сретенье значение имеет буквально каждая деталь, определяющая погоду и состояние природы в данные момент.

Сретенье — зима с летом встретились 
На этот день зима борется с летом: кому идти вперед, кому назад. 
Покров не лето. А Сретенье — не зима. 
Какова погода на Сретенье — такова и весна будет. 
На Сретеньев день снежок — весною дожжок. 
На Сретенье утром снег — урожай ранних  хлебов, если в полдень — средних, если к вечеру — поздних. 
Если на Сретенье петух напьется воды — наберется пахарь беды (зима будет еще долгой). 
В Сретенье капель предвещает урожай пшеницы, а ветер — плодородие фруктовых деревьев.

Со Сретения менялся образ жизни крестьян. День прибавился почти на три часа и крестьянки могли прясть и ткать без огня. У них прибавилось больше забот, ведь у скотины появлялся приплод. За печкой, в тепле устаивались настоящие детские ясли с телятами, козлятами и ягнятами. Кур прикармливали овсом, чтобы лучше неслись. В каждом дворе кипела жизнь.

16 февраля - Симеон богоприимец и Анна пророчица.

Этот день является как бы продолжением великого праздника Сретения.. почитание праведников Симеона и Анны исходит от Евангелия, написанного апостолом Лукой. Лишь он один из четырех евангелиствов обстоятельно воспроизвел картину встречи в храме младенца Иисуса Христа с Симеоном и Анной, благословляющими его именем Господа. После этой встречи с младенцем судьба вознаградила Симеона высоким назначением- он был избран первосвященником Иерусалимского храма. Об Анне же ничего не известно. В народном календаре есть лишь одно указание, связанное со старицей Иерусалимского храма: «На Анну пророчицу тепло - медведь в берлоге поворитился, крестьянин о молотьбе должен заботиться». Этот день крестьяне называли починками.  Принимались за починку летней упряжи, тележных ходов и земледельческого инвентаря. Много работы было и у кузнецов. Расчинали эти дела забавным обрядом. Даже поговорка родилась об этом: «На Симеона- саламата на двор: расчинай починки». Женщины с утра варили саламату- жидкий овсяной кисель или мучную кашу, которую  чинно ели всей семьей, приправляя бесхитростное блюдо постным маслом и солью или пекли толокняный пирог на постном масле. За столом шутили и нахваливали хозяйку: «Ливенцы саламатой мост обломили». Была такая байка. Во времена крепостного права был обычай поздравлять саламатой барина. Однажды крестьяне так переусердствовали, наварили в подарок огромную бадью саламаты, повезли через овраг, а мосток тяжести и не выдержал. И пошла гулять насмешка по России. От саламаты родилось выражение: «саламатить»- говорить пространно и нудно.

19 февраля- день Вукола.

Черных коров по всему костромскому и ярославскому Заволжью называли «жуколками». В этом слове соединились два: жук (жуковый, черный) и Вукол, так звали епископа Смирнитского, ученика Иоанна Богослова. Крестьянки же просто «назначили» его особым коровьим покровителем. Этому способствовало и имя Вукол (по- гречески «пастух»). С этого дня начинался растел коров. У крестьян прибавлялось забот: уберечь корову и сохранить теленка, выпоить его сорок дней до отъема от вымени. Теленок становился членом семьи- держали его в закутке на кухне, за печкой. Этот день породил множество поговорок и примет, связанных со стельностью, плодовитостью и продуктивностью коров. Корова  была главной кормилицей семьи: корова на дворе - харч на столе. В.И.Даль отмечал обычай: в последний раз до отела доить корову крестьянка ехала на сковороднике. Считалось, что встретив хозяйку, прибывшую таким необычным способом, корова непременно принесет желанную телочку.


Офеня-коробейник. Худ. Н. Кошелев

И, конечно же, в этот день крестьянки особенно усердно молились, чтобы приметы, связанные с коровами, складывались самым благоприятным образом.

Если корова выменеет с задних вымей- принесет бычка, если с передних- телочку.

Куда стельная корова головой ложится: на полдень или на ночь- тогда и отелется.

21 февраля — Захарий-серповидец

Святцы называют Захария Серповидцем за то, что в одном из своих пророческих откровений он видел свиток, летевший по воздуху, который был изогнут в форме серпа. Крестьяне же переосмыслили название по-своему (или же, наоборот, к исконному крестьянскому обычаю добавили новый церковный смысл?) — на Захария-Серповидца они доставали серпы, осматривали их и готовили к работе.

24 февраля- день Власия. Спас колотый. Власий — сшиби рог с зимы. Власий — скотий бог.

Удивительнейшим образом в этом дне переплелись христианская и дохристианская традиции. Согласно учению церкви, священномученик Власий был епископом Севастийским в турецкой Каппадокии. В его житии мы встретим немало эпизодов, связанных с животными. Например, в то время когда он жил в уединении, к его пещере часто приходили лесные звери, которые кротко ждали окончания его молитв, чтобы получить благословение. Другой эпизод говорит о вдове, которая пожаловалась Власию на то, что волк унес ее поросенка, на что тот успокоил ее, сказав, что потеря будет ей возвращена. И действительно — по легенде волк вернулся и принес свою добычу невредимой.

Власий Севастийский

С другой стороны, в присказке «Власий — скотий бог» мы совершенно явственно можем узнать имя древнейшего славянского бога Велеса или Волоса, который в одной из своих ипостасей также почитался главным покровителем скота и животных вообще


Велес. Худ. А. Гусельников

Культ Велеса известен еще со времен неолита, на землях славян же он был распространен повсеместно и почитался всеми без исключения племенами. Велес — это одна из центральных фигур в дохристианской космогонии в принципе, и, пожалуй, самый многогранный бог славянского пантеона. Он олицетворяет и вселенскую мудрость, и силы природы, непознанного, подсознательного, магического, защищает весь живой мир, земледельцев, волхвов, странников, хранит установленный порядок, покровительствует искусству, торговле, обостряет интуицию, повелевает домовыми, закаляет волю и помогает развить силу характера


Велес. Худ. В. Дзалба


Считалось, что медведь, волк, бык — все являются его живыми ипостасями. В то же время он является повелителем вод, луны, звезд, ночи, и хранителем Калинового моста — то есть перехода в мир мертвых. Отождествлялся Велес и с морозом, которым только он и способен повелевать. Отсюда кстати и интересная версия, озвученная советским историком-этнографом В. В. Ивановым, по которой наш традиционный Дед Мороз — это никто иной как Велес. Кстати, сравните слова «мороз» и «смерть», «морена» — ведь по сути умереть равносильно понятию замерзнуть. Вспомним также, что наш «традиционный» Дед Мороз — каким он показан еще в старых детских сказках — облачен не в красную шубу, а в синюю, расписанную узорами наподобие тех что мороз рисует на окнах… Традиция же одаривания детей подарками — согласно некоторым версиям — идет от того, что волхвы Велеса в дни его почитания, приходящиеся на конец декабря, ходили по домам и награждали хороших детей небольшими подарками…

Как бы то ни было - почитали ли крестьяне петровских времен больше Велеса или Власия , но все ритуалы и обычаи этого дня напрямую связаны с животными. Устраивались гуляния с освящением хлеба, который затем скармливали домашнему скоту, начинались скотские торги и базары, читались молитвы и заговоры об охране скота: «Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли-играли, а с поля шли-скакали».

В день памяти святого Власия в каждой семье непременно закалывали бычка или телушку, а нет- так свинку и щедро угощались жарким. Это было целесообразно: зима шла к концу, корма убывали, стол становился скуднее и лишний скот держать было не резон. Так день Власия получил название  Спас колотый. Оно так и было: основу достатка крестьянского двора составляла скотина. Поэтому и старались угодить Власию- в благодарность за покровительство.

Знаменателен день также и последними морозами, завершающими зиму — власьевскими.

25 февраля — Мелетий и Алексей

Начиная с Мелетия в течение трех дней выставляли на утренний мороз семена, предназначенные для посева, а также лен и пряжу. Считалось, что тронутые морозом они дадут лучший урожай и аккуратные ровные мотки нитей.

29 февраля- Касьян злопамятный.

Касьян- единственный из святых, которого христиане недолюбливали и опасались. Не жаловал его даже и сам Бог. В преданиях о Касьяне приводится много примеров его сурового отношения к людям. Однажды в поле увидел он беременную крестьянку, которая допахивала последнюю полоску из последних сил. Но Касьян прошел мимо и не помог ей. За недобрый, злопамятный нрав, суровый характер Касьян навлек на себя однажды гнев Божий, и в наказание Вседержитель установил ему память 29 февраля- раз в четыре года. Легенды утверждали, что Касьян живет в аду, терпит муки и только раз в четыре года Бог дает ему отпуск- посмотреть на свет Божий. Оттого Касьян такой злопамятный и зловредный, скупой и жестокий, что проявляется в народных поговорках: «Касьян на народ- народу тяжело, Касьян на траву- трава сохнет, Касьян на скотину- скотина дохнет», «На что Касьян не взглянет- все вянет». 


Касьян

Икону Касьяна в церкви ставили не на видное место, а над входом в храм. На иконе он изображен суровым, грозным, с черным ликом и низко опущенными веками. Почему же у Кассиана Римлянина такая плохая репутация? В обширном сборнике «Жития всех святых», составленном в конце XIX века И.Бухаревым, сказано: «Св. Кассиан считается во мнении народа строгим и недобрым. Это ложное мнение произошло от того, что память его отмечается 29 февраля, в високосный год. А високосные годы почему-то у нас на Руси считаются несчастливыми». И исстари народ смотрел на Касьяна как на источник вредоносной силы: «В Касьянов год, что-нибудь да приключится: либо на людях, либо на скотине, либо на лесах». Крестьяне старались задобрить сурового святого и в этот день не работали. Трижды в год в определенные дни служили по нему молебны. Усердно молились в эти дни Касьяну, чтобы не «перекосил». И как правило, Касьян являл свою благосклонность.

А на пороге уже стоит месяц с красивым старинным названием «березень»…

Наталия ТАРАКАНОВА,

главный библиотекарь отдела обслуживания

Источники:В.Юдин "Дни величальные", "Круглый год, русский земледельческий календарь", блог-журнал о России "Снегирь", фото из сети интернет.

 








Комментариев нет:

Отправить комментарий