Февраль. Худ. Я. Зяблов |
И правда,
февраль - месяц обманчивый: февраль одной рукой нос гладит, а другой по нему
щелкает. С одной стороны, бокогрей - начинает солнышко припекать, а с другой
стороны, трутень и ветродуй - месяц свирепых метелей и вьюг, который «зиму
выдувает»: У февраля два друга: метель да вьюга.
В старину у славян
последний зимний месяц назывался лютый —
по особо суровым февральским морозам. Другие наименования — снежень,
крутень, вьюговей (сильные
метели, вьюга и ветры),козоброд,
кривые дороги (тропы
становится извилистыми и труднопроходимыми из-за накопившегося снега, который уже
постепенно начинает таять). Но есть и указания на скорый приход
весны и долгожданного тепла — бокогрей (солнечные
лучи начинают не только светить, но и греть — можно выгнать
из стойла домашний скот «погреть бока»), зимобор (месяц забирает у зимы
ее силу), сечень, межень (пограничное время между зимой
и весной). Погода в феврале переменчивая: теплые деньки, когда на радость
ребятне с крыш начинают расти сосульки, звеня капелью, сменяются трескучими
морозами, и земля вновь покрывается непролазными сугробами. За такой нрав
прозвали в народе февраль обманщиком: Бокогреюшка- февраль, он теплом обычно
враль. И все- же февраль предтеча весны, ее предчувствие. Об этом говорит и
яркое солнце на голубом, прозрачно-чистом небе и прибавляющийся день, и веселое
щебетание птиц. И всё уже в ожидании весны…
В феврале наступала
пора подготовки к весенним работам. И особенно крестьян интересовал прогноз на
будущий урожай. И как всегда природа выступала его предсказателем.
2 февраля. В полдень солнце- к ранней весне, а если
пасмурно или метель в середине дня разыграется- долго будет погода метельной.
4 февраля. Чем больше выпадает снега, тем выше
урожай зерновых.
6 февраля. Каков день, такова и весна.
10 февраля. Ветер спутает погоду- быть сырому году.
12 февраля. Красноватая луна- на большой ветер.
19 февраля. Морозы обещают бурную весну, сухое и
жаркое лето.
21 февраля. Чем холоднее последняя неделя февраля,
тем теплее в марте.
29 февраля. Длинные сосульки в конце февраля- к
долгой весне.
Согласно народному
календарю каждый день имел собственное название, перечень необходимых дел или
предостережений — в этих названиях и обрядах причудливым образом
переплетаются древняя дохристианская и церковная традиции, складываясь
в неразрывную нить славянской истории, которая уходит в бесконечную глубину
веков…
4 февраля — Тимофей-полузимник
Считалось, что после афанасьевских морозов
(на 31 января) следующая волна
стужи приходит именно 4 февраля — эти первые февральские морозы
назывались тимофеевскими, так как на этот день также приходится церковный
день памяти святого апостола от 70-ти Тимофея, считающегося любимым
учеником Павла.
6 февраля. Аксинья- полузимница.
Аксинья делила зиму пополам. А еще ее называли
Аксинья- полухлебница- обычно к этому времени оставалась лишь половина хлебных
запасов. На торгах с этого дня устанавливались твердые цены. Так и говорили:
«Коли на Аксинью-полухлебницу цена на хлеб низкая, то и до нового хлеба не
поднимется». Но смотрели на погоду: «Коли на Аксинью день теплый, тихий- будет
понижение цен на хлеб и сено». Это давняя, многолетняя примета чаще всего
оправдывалась, потому что исстари было примечено повторение погоды через
175-177 дней- спустя лунное полугодие к началу второй половины июля. К этому времени заканчивался сенокос и
начиналась выборочная жатва хлебов, для чего нужна была сухая погода, тогда и
сено и хлеб удавалось снять посуху. Так же говорили: какова Аксинья, такова и
весна. Доброжелательная связь крестьянина с днем памяти святой Аксиньи была
очевидной. В этот день в каждой сельской церкви больше всего горело свечей
перед образом святой Аксиньи.
10 февраля — Ефрем Сирин, запечник, прибаутник, сверчковый заступник.
(Согласно церковным канонам — один из великих учителей церкви
IV века, христианский богослов и поэт).
Ефрем Сирин |
В день Ефрема Сирина крестьяне на Руси справляли
именины домового. В его существование не
только верили, но немало находили и чувствовали доказательств его постоянного
присутствия. В отличие от «нечистых сил»- кикиморы и лешего в лесу, водяного в
реке или озере, которых люди боялись, домовой не считался злым духом и не
относился к нечистой силе. Он считался не столько добрым, сколько справедливым.
Не любил ссор. Над молодыми иногда потешался: прятал вещи. Но отзывался на
заклинание: «Домовой, домовой, поиграй и отдай». И пропавшая вещь, как ни
странно, находилась. Домовой активно участвовал в крестьянском дворе, оберегал
скотину, любил лошадей и играл с ними.
Гривы лошадей в стойлах к утру были обнаружены заплетенными
в косички — это однозначно списывалось на ночные труды домовых.
Иногда присматривал за оставленным в доме ребятенком. Переезжая в новый дом,
всегда приглашали своего домового с собой.
В каждой крестьянской семье держали кошку, которая ловила мышей и была
так же своеобразной хозяйкой дома. Кошки дружили и ладили с домовым. Поэтому
первой в жилище запускали кошку- наладить добрые отношения с местным домовым.
Весь вечер на Ефрема Сирина посвящался посиделкам с рассказами и байками про
домовых. На Ефремов день было
принято задабривать
домового, оставлять ему еду с присказками:«Хозяин-батюшка, побереги скотинку», «Домовишко-дедушка, всех пой, корми овечушек, ладь ладно,
а гладь гладко и стели им мягко».
Врасплох. Худ. В. Алтырский |
14
февраля Святой Трифон. Мышиный день.
Сегодня внимание
на себя существенно перетягивает католический праздник всех влюбленных,
чуждый нашей истории и культуре, и мало кто уже помнит про Трифона.
А ведь у нас этот день был наполнен ожиданием любви, чуда,
семейного счастья еще задолго до прихода новой моды
на Валентина — согласно народным приметам на Трифона
девушки как раз молились о женихах! Вероятно, это связано
с тем, что февраль — традиционный месяц свадеб, а Трифон —
это как раз середина февраля. Но именно Трифон происхождением своим был близок
любому крестьянину. Сельский уроженец, Трифон в молодости пас гусей. С юных лет
обнаружил в себе дар, исцеляющий хвори. Он бескорыстно помогал страждущим,
действуя именем Христа. Властители-язычники преследовали его за иноверие. По
велению правителя Восточной провинции Римской империи он был подвергут пыткам,
но не отрекся от веры, после чего был казнен. После крещения Руси Трифон стал
одним из покровителей крестьянского двора. Ему, врачевателю, умеющему
составлять различные снадобья, и вверились крестьяне, оберегая свои хлебные
припасы от мышиного разбоя. Долгий
крестьянский год, наполненный нескончаемыми трудами и заботами, охватывал такой
круг бытия, что в нем находилось внимание всему, так или иначе причастному к
жизни крестьянина. Не остались в стороне даже мыши- непременные и неистребимые
сожители и враги крестьянского хозяйства. Даже в поле они «трудились» наравне с
крестьянином: «Был бы хлеб, а мыши будут».
Несмотря на борьбу, мыши оставались неизменными спутниками крестьянского хозяйства. И мудрый крестьянин научился и из этого извлекать выгоду: по поведению мышей предугадывали различные события в жизни. Мыши одолевали перед голодом, а в предчувствии пожара первыми покидали дом. Немало и предрассудков было: надгрызут хлеб сверху- дорог будет; снизу- дешев; сбоку- будет хлебу средняя цена, а если мышь попадет за пазуху- быть беде. Многое могли предсказать вездесущие зверьки. Если мыши поедят остатки ужина, у хозяев разболятся зубы. Так мыши наказывали нерях. Но если съесть что-нибудь надгрызанное мышами, зубы окрепнут. Вообще, мышей считали тесно связанными с зубами. На Руси они выполняли роль зубной феи. Все помнят, как в детстве выпавший молочный зуб бабушка велела кинуть за печку (или в чулан) с наказом: «На тебе, мышка, репяной, а мне дай костяной». До Трифона крестьянин терпел мышиное соседство, не брал грех на душу, а основательно воевал с ними раз в году, с благословения святого мученика. А ночью смотрел на звезды: На Трифона звездно — весна поздняя.
15
февраля — Сретенье
В церковной
традиции Сретенье — один из основных праздников,
входящий в перечень двунадесятых. Слово же само по себе
означает некую встречу, в церковном контексте — встречу Ветхого
и Нового Завета, а именно встречу 300-летнего старца Симеона, переводившего Священное Писание
на греческий, с младенцем Христом и его
семьей. Этой встречи
праведник Симеон ждал уже много лет, так как однажды ему явился Ангел
и сообщил, что тот не умрет до тех пор пока своими глазами
не узрит Младенца, рожденного Девой.
Симеон с младенцем Иисусом |
В народной же традиции день
знаменателем «сретеньем» или встречей другого характера — эта встреча Зимы и Лета. Именно
поэтому день особенно важен в плане предсказания характера будущей весны,
лета и урожая. На Сретенье значение имеет буквально каждая деталь,
определяющая погоду и состояние природы в данные момент.
Сретенье —
зима с летом встретились На этот день зима борется с летом: кому идти вперед,
кому назад.
Покров не лето. А Сретенье — не зима. Какова погода на Сретенье — такова и весна будет.
На Сретеньев день снежок — весною дожжок. На Сретенье утром снег — урожай ранних хлебов, если в полдень — средних,
если к вечеру — поздних.
Если на Сретенье петух напьется воды — наберется пахарь
беды (зима будет еще долгой). В Сретенье капель предвещает урожай пшеницы,
а ветер — плодородие фруктовых деревьев.
Со Сретения менялся образ жизни крестьян. День прибавился
почти на три часа и крестьянки могли прясть и ткать без огня. У них прибавилось
больше забот, ведь у скотины появлялся приплод. За печкой, в тепле устаивались
настоящие детские ясли с телятами, козлятами и ягнятами. Кур прикармливали
овсом, чтобы лучше неслись. В каждом дворе кипела жизнь. 16 февраля - Симеон богоприимец и Анна пророчица. Этот день является как бы продолжением великого
праздника Сретения.. почитание праведников Симеона и Анны исходит от Евангелия,
написанного апостолом Лукой. Лишь он один из четырех евангелиствов обстоятельно
воспроизвел картину встречи в храме младенца Иисуса Христа с Симеоном и Анной,
благословляющими его именем Господа. После этой встречи с младенцем судьба
вознаградила Симеона высоким назначением- он был избран первосвященником
Иерусалимского храма. Об Анне же ничего не известно. В народном календаре есть
лишь одно указание, связанное со старицей Иерусалимского храма: «На Анну
пророчицу тепло - медведь в берлоге поворитился, крестьянин о молотьбе должен
заботиться». Этот день крестьяне называли починками. Принимались за починку летней упряжи,
тележных ходов и земледельческого инвентаря. Много работы было и у кузнецов.
Расчинали эти дела забавным обрядом. Даже поговорка родилась об этом: «На
Симеона- саламата на двор: расчинай починки». Женщины с утра варили саламату-
жидкий овсяной кисель или мучную кашу, которую
чинно ели всей семьей, приправляя бесхитростное блюдо постным маслом и
солью или пекли толокняный пирог на постном масле. За столом шутили и
нахваливали хозяйку: «Ливенцы саламатой мост обломили». Была такая байка. Во
времена крепостного права был обычай поздравлять саламатой барина. Однажды
крестьяне так переусердствовали, наварили в подарок огромную бадью саламаты,
повезли через овраг, а мосток тяжести и не выдержал. И пошла гулять насмешка по
России. От саламаты родилось выражение: «саламатить»- говорить пространно и
нудно. 19 февраля- день Вукола. Черных коров по всему костромскому и ярославскому
Заволжью называли «жуколками». В этом слове соединились два: жук (жуковый,
черный) и Вукол, так звали епископа Смирнитского, ученика Иоанна Богослова.
Крестьянки же просто «назначили» его особым коровьим покровителем. Этому
способствовало и имя Вукол (по- гречески «пастух»). С этого дня начинался
растел коров. У крестьян прибавлялось забот: уберечь корову и сохранить
теленка, выпоить его сорок дней до отъема от вымени. Теленок становился членом
семьи- держали его в закутке на кухне, за печкой. Этот день породил множество
поговорок и примет, связанных со стельностью, плодовитостью и продуктивностью
коров. Корова была главной кормилицей
семьи: корова на дворе - харч на столе. В.И.Даль отмечал обычай: в последний раз
до отела доить корову крестьянка ехала на сковороднике. Считалось, что встретив
хозяйку, прибывшую таким необычным способом, корова непременно принесет
желанную телочку. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий