Люди
идут по свету…
Им
вроде немного надо-
Была
бы прочна палатка,
Да
был бы не скучен путь!
Но
с дымом сливается песня,
Ребята
отводят взгляды,
И
шепчет во сне бродяга
Кому-то
: «Не позабудь!»
……………………………………………
Выверен
старый компас,
Получены
карты и сроки,
Выштопан
на штормовке
Лавины
предательский след.
Счастлив,
кому знакомо
Щемящее
чувство дороги.
Ветер
рвет горизонты
И
раздувает рассвет.
В этот осенний золотой день отмечается Всемирный день туризма. Учрежден этот праздник в 1979 году Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации. В России отмечается с 1983 года. Этот праздник каждого, кто хоть раз ощутил себя путешественником, выбравшись из каждодневных будней на берег речки, в лес, в поле, в горы, кто вдохнул пьянящий воздух свободы и романтики.
Каждый год Всемирная
туристская организация провозглашает девиз этого праздника. В 1980 году девиз гласил: «Вклад туризма в
сохранение культурного наследия, во всеобщий мир и взаимопонимание»; в 1986: «Туризм-
жизненная сила для мира во всем мире»; в
2005 : «Путешествия и транспорт: от воображения Жюля Верна к реальности 21-го века»; в 2015: «Один миллиард
туристов- один миллиард возможностей»; в 2019: «Туризм и рабочие места: лучшее будущее для всех».
Девиз 2020 года: «Сельский и экологический туризм».
Когда мы говорим о
туризме, как о складе жизни, о любви покорять пространство и время, мы
вспоминаем тех, кто воспел эту любовь. И среди всех знакомых с детства поколению
среднего возраста имен, самым первым стоит имя зачинателя студенческой и
туристской песни- Юрия Визбора. Юрий Визбор- это распахнутые ветра, простор
равнин, вечность гор и кристальная чистота ледников. Имя и судьба этого
человека приоткрывает тайну того, что заставляет человека собрать рюкзак и
отправиться в неизведанное. «Неважно, в туристском походе ты, в геологической
партии, на вершину ли идешь зарабатывать очередной разряд или просто так
шагаешь, потому что нет и не предвидится попутных машин. Главное - идти по
земле, видеть людей, пожимать им руки,
калякать о том, о сем». (Ю.Визбор «Люди
идут по свету»)
«Из Новосибирска и Ленинграда,
из Нижнего Тагила и Симферополя, из многих городов съезжаются люди в альпинистские
лагеря на сборы и соревнования. Приезжают они туда наивными глупцами,
усвоившими курс литературы в пределах школы или института и курс альпинизма по
учебникам Агалакова. Уезжают же - всесторонне развитыми людьми, твердо
знающими, в чем причина известности Пушкина и как формируются основные принципы
альпинизма».
А Высоцкий написал
просто:
Если
вдруг оказался вдруг
И
не друг и не враг- а так…
Если
сразу не разберешь,
Плох
он или хорошо,
Парня
в горы тяни- рискни!-
Не
бросай одного его:
Пусть
он в связке в одной с тобой-
Там
поймешь, кто такой.
Именно в туристических лагерях, вечером у костра
рождалось новое искусство - бардовская песня. В начале 60-х годов блистали
такие имена как Вознесенский, Ахмадулина, Евтушенко, Рождественский, но среди
этих голосов не затерялись голоса Анчарова, Визбора, Якушевой, Городницкого и
конечно же Окуджавы. Авторская песня заняла свою нишу в современном искусстве.
Авторская, бардовская песня отображает
мир человека реально, таким, каков он есть на самом деле, без догматизма и
шаблонов.
Во все времена человек
с гитарой был душой компании. В широком море студенческой песни выделялась
неповторимая интонация желтоволосого, веселого, круглолицего парня в ковбойке.
Он не то пел, не то шептал, не то рассказывал с обезоруживающей простотой:
Лыжи
у печки стоят,
Гаснет
закат за горой,
Месяц
кончается март,
Скоро
нам ехать домой…
Он был необыкновенно
артистичен, у него уже была своя манера исполнения, найденная сразу и точно. «В
его голосе искрилось ликование, у него улыбалось каждое слово, каждый звук; эта
свободно играющая радость окрашивала у него любую песню, даже грустную. Тогда
шутили: у Визбора даже гитара смеется. Через десятилетия пронес Визбор свою
улыбку. Рядом с пронзительной элегичностью Окуджавы, с гневным, яростным
напором Высоцкого она не потерялась, искрящаяся улыбка, песни его и теперь
узнаваемы по отсвету смеха» (Лев Анненский «Два вздоха о поэте»).
Юрий Визбор был
человеком, которого притягивали настоящая мужская работа. Он воспевал нелегкую
романтику работы летчиков, и моряков,
полярников, рыбаков, альпинистов, космонавтов и их жизни. Он был настоящим
певцом мужской доблести, мужественности, немногословности и твердого характера.
И все это без выспренности, без громких слов и шаблонов.
Он
сидит и грустит неизвестно о чем,
Мой
милейший механик – начальник дорог.
Через
час ему биться с плато Расвумчорр,
По
дороге идя впереди тракторов.
Потому
что дорога несчастий полна
И
бульдозеру нужно мужское плечо,
Потому
что сюда не приходит весна,
На
затылок Хибин, на плато Расвумчорр…
Юрий Визбор родился 20
июня 1934 года в Москве. Детство его было похожим на тысячи других: отец
репрессирован, мать в поисках лучшей доли уехала с сыном на заработки в Хабаровск.
Так и не разбогатев, вернулись в Москву. Жизнь потихоньку шла, мама поступила в
мединститут, а у Юры во дворе появились первые учителя игры на гитаре.
«В четырнадцать лет под
влиянием «большой принципиальной любви» в пионерском лагере, где я работал
помощником вожатого, я написал первое свое стихотворение, которое начиналось
следующим четверостишьем:
Сегодня
я тоскую по любимой,
Я
вспоминаю счастье ПРЕЖНИХ ДНЕЙ.
Они,
как тучки, ПРОНЕСЛИСЯ мимо,
Но
снова СТРАСТЬ горит в груди моей.
Тетрадка с тайными
виршами была обнаружена матушкой при генеральной уборке, состоялось
расследование насчет «прежних дней». На следующий день я обнаружил на своем
столе «случайно» забытую матушкой брошюру «Что нужно знать о сифилисе». Матушка
прежде всего была врачом» (Юрий Визбор
«Я сердце оставил в синих горах»).
В 1951 году вместе со
школьным приятелем Володей Красновским поступил в Московский государственный педагогический
институт им.Ленина. В институте
существовали песенные традиции, связанные с самодеятельностью и туризмом.
Впечатления от первых походов по Подмосковью и Карелии стали основой дл первых
песен Визбора. Специальность «Русский язык и литература» конечно же, наложила
отпечаток на слог его песен.
…Лишь
утром снега берегут
Остатки
ночной тишины.
Стоял
альпинист на снегу
У
скал красноватой стены.
И
кончив вязать на себе
Веревку,
ведущую к другу,
Пожал
он багровой Ушбе
Холодную
скальную руку.
1952 год
Лента жизни продолжала
разворачиваться: институт, студенческие походы и песни, армия на севере, семья,
дети, работа, поездки, горы, моря и вся-вся жизнь…
Наверное, ни один
писатель или поэт не смог бы так лаконично и емко описать свою рабочую жизнь:
«Я рыбачил, стоял с перфоратором смену, менял штуцера на нефтедобыче,
подучивался навигаторскому делу, водил самолет, участвовал во взрывных работах,
снимал на зимовках показания приборов, был киноактером, фотографии выставлял в
Доме журналиста, прыгал с парашюто, стоял на границе в наряде, служил радистом
и заработал первый класс, ремонтировал моторы, водил яхту, выступал с
концертами, чинил радиоаппаратуру, тренировал горнолыжников, был учителем в
школе, работал на лесоповале, водил в горах и на севере альпинистские и
туристские группы, строил дома, занимался подводным плаванием. Вот, пожалуй, и
все. Нет, не все. Я еще журналист. Все это я делал во имя своей основной и
единственной профессии. Во имя и для нее. И еще я сочинял песни, рассказы,
пьесы, стихи».
Июльские
снега- не спутай их с другими.
Июльские
снега, Памирское плато…
Приветствую
тебя! Твержу твое имя,
Но
ветры мне трубят типичное не то.
А
мне твердят одно: ты должен быть, ты должен,
Прозрачным
как стекло и твердым как наган.
В
июле будет зной, а в январе морозы.
А
мне пример такой- июльские снега.
Все
вроде хорошо, и все в порядке вроде.
Я
там-то все прошел, я там-то не солгал.
Привет
тебе, привет! Как памятник свободе,
Пылают
в синеве июльские снега.
Владимир Кавуненко,
альпинист, мастер спорта международного класса писал: « Сегодня невозможно
представить современный альпинизм без соответствующего снаряжения и экипировки
спортсменов. Невозможно представить его и без песен Юрия Визбора».
Говоря я об авторской,
бардовской песне ни в коем случае нельзя
не упомянуть огромное количество других авторов. И их аудитория так же огромна.
У каждого автора своя звенящая струна.
Дороги
длинные не нами придуманы-
Одет
в них, как в кружево, весь шар земной,
Но
что бы там ни было - легко или трудно нам,-
Мы
возвращаемся домой.
Но
в дымных тамбурах мы смотрим на встречные,
И
снова не в силах дать себе зарок-
Ведь
дом наш - станция совсем не конечная,
А
лишь начало всех дорог.
Муз. С.Никитина,
стихи С.Крылова.
Я
повторять готов, живущий трудно,
Что
мир устроен празднично и мудро,
Да,
мир устроен празднично и мудро,
Пока
могу я видеть каждый день
Тень
облака, плывущего над тундрой,
Тень
птицы, пролетающей над тундрой,
И
тень оленя, что бежит по тундре,
А
рядом с ними - собственную тень.
Муз. Ю
Хохликова, стихи А. Городницкого.
Человеку
важно знать людей,
Чтоб
от них хорошего набраться,
Чтоб
средь всех идей идею братства
Ненароком
он не проглядел.
А
еще полезно знать, что он-
Не
песчинка на бархане века,
Человек
не меньше человека-
В
этой теме важен верный тон.
Стихи
Д.Сухарева.
Ну
вот, исчезла дрожь в руках,
Теперь
- наверх!
Ну
вот, сорвался в пропасть страх
Навек,
навек.
Для
остановки нет причин-
Иду,
скользя…
И
в мире нет таких вершин,
Что
взять нельзя.
Среди
нехоженых путей
Один
- пусть мой.
Среди
невзятых рубежей
Один
- за мной!
А
имена тех, кто здесь лег,
Снега
таят…
Среди
нехоженых дорог
Одна
- моя!
Стихи В. Высоцкого.
Виноградную
косточку в теплую землю зарою,
И
лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И
друзей созову,
На
любовь свое сердце настрою…
А
иначе зачем на земле этой вечной живу?
Собирайтесь-ка,
гости мои, на мое угощенье,
Говорите
мне прямо в лицо,
Кем
пред вами слыву,
Царь
небесный пошлет мне прощение
За
прегрешенья…
А
иначе зачем на земле этой вечной живу?
Стихи
Б.Окуджавы.
И
где б я ни бывал, повсюду узнавал
Содружество
высоких параллелей.
Мне
без него нельзя - спасибо вам, друзья,
За
то что вы друзья на самом деле.
Стихи Ю.Визбора.
Скончался Юрий Визбор в
Москве 17 сентября 1984 года в теплый и синий день, неожиданный в той ненастной
осени.
«В августе 1985 года
группа из «Спартака» под руководством
мастера спорта международного класса В.Кавуненко совершила первовосхождение на
безымянную вершину на Памиро-Алае и назвала пиком Визбора. Из альплагеря «Цей»,
где последний раз был в горах Юрий Визбор, ходят сегодня значкисты на пик, названный его именем. Пиком
Барда Визбора названа одна из вершин на Алтае, взятая группой альпинистов во
главе с мастером спорта Б.Левиным. на Памире и в Забайкалье, в хребте Черского
и в Икатском хребте, появились перевалы Юрия Визбора. Альпинисты чтут память
своего товарища, своего певца…» (А.Азаров, кандидат философских наук,
послесловие к книге Ю.Визбора «Я сердце оставил в синих горах»).
Пожалуй, это самые
сильные и по-мужски краткие слова благодарности тому, кто пел о них, жил с ними
одной жизнью – жизнью настоящих мужчин, которым открыты все дороги.
Наталия
ТАРАКАНОВА,
главный
библиотекарь отдела обслуживания
(фото
взяты из открытых источников)
Комментариев нет:
Отправить комментарий