Лариса Рубальская - советская и впоследствии российская поэтесса, автор стихотворений и текстов к песням, переводчица, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и член Союза писателей Москвы.
Она в шутку называет
себя «человеком позднего развития», потому что поздно вышла замуж, поздно
начала поэтическую биографию. Но поздний старт не помешал удачной карьере и
личной жизни.
Лариса Рубальская-
коренная москвичка. Она родилась 24 сентября 1945 года. Ее детство пришлось на
тяжелые послевоенные годы. Отец Ларисы работал учителем труда в школе, мама
заведовала хозчастью в том же учебном заведении. Время было тяжелое, поэтому
родителям Ларисы не до образования- нужно было кормить семью. До самой смерти
они оставались замечательными людьми.
Отец Ларисы родился в
Житомирской области, воевал. Когда после Победы вернулся домой, узнал от
односельчан, что родителей, двух сестер и родственников расстреляли фашисты.
Оставаться в родном селе он не мог, уехал в Москву. В столице встретил будущую
жену. Ее тоже не миновало горе- парень, которого она любила, погиб в первый год
войны. Два этих горьких одиночества соединились, чтобы отогреть свои сердца,
начать все заново и дать жизнь девочке Ларисе, чье будущее тоже будет
непростым, но все же ярким, творческим. Позже у них родился еще и сын Валерий.
Лариса не любила школу-
уроки казались ей скучными. Девочке хотелось играть на свежем воздухе,
смеяться, баловаться, влюбляться…
Мы
знаем все уже про джаз,
Зовем
друг друга стариками,
И
вырастает что-то в нас,
Топорща
майки бугорками.
Уже к мальчишкам интерес,
Кудрявых
просто не хватало.
Осуществляющим
ликбез
Был
Мопассан под одеялом.
Французский
фильм «Фанфан- тюльпан»
Привез
механик по ошибке
И
загораживал экран,
Когда
там целовались шибко.
На
фотографии смешной
На
фоне знамени с призывом
Та,
что была когда-то мной
В
том пятьдесят восьмом счастливом…
Характеристику после
школы ей дали соответствующую: умственные способности средние, занимается
нерегулярно, поступать в институт не рекомендуется. Правда, с припиской, что
Лариса – хороший товарищ и активный участник самодеятельности.
Девушка устроилась
машинисткой в литературный институт и вскоре получила характеристику, что на
работу не опаздывает и печатает без ошибок. «Однажды смешно получилось,-
вспоминает Лариса Рубальская.- Я
под диктовку печатала большую повесть. И пока печатала, героев этой повести
полюбила всем сердцем и переживала за всех. А писатель диктовал и радовался,
что из глаз машинистки слезы на клавиши капали- значит, трогает материал,
забирает. И вдруг события повести приводят к гибели главного героя. У меня прямо сердце упало, я перестала печатать, замотала головой: «Не буду я дальше
печатать, если Олега в живых не оставите!» писатель сначала засмеялся, а потом
рассердился: «Не выдумывай, пиши как говорю так надо. Иначе не интересно» я
стала печатать. Писатель ходил по машбюро, диктовал, посматривал на часы.
Осталось совсем немного- четыре странички. Как раз успеют сдать в набор.
Печатала я очень быстро, странички получались очень чистенькие, без ошибок. Наконец,
последний абзац, точка, шоколадка- спасибо, Ларисочка, - и бегом побежал
писатель по коридору- за подписью к главному редактору. Я сидела и размышляла,-
рассказать или нет Варваре Васильевне, что Олег не погиб. И что я вообще, с
какого-то момента писателя не слушала, а печатала сюжет, который придумала
сама,- что Олег остался жив, и жизнь его сложилась счастливо, женился он на
любимой красавице, и стал журналистом-международником, и купил себе «Волгу», и
пошел однажды в «Березку», и купил ей там свитер импортный и солнечные очки (
об этом мечтала сама Лариса). Как раз к концу диктовки я успела все это
насочинять».
Рабочий
день кончился. Никому ничего так и не сказав, Лариса отправилась в вечерний институт
на занятия. Учительницей она быть не собиралась. Педагогический выбрала из-за
того, что легче было поступить . в ее аттестате были одни тройки. Правда,
сочинения ее всегда читали вслух классу, но все равно ставили тройки за
неправильный подход к теме.
На
следующий день, с головной болью от страха потерять работу, Лариса пришла в
машбюро. «В середине дня в машбюро зашел тот писатель. Я замерла. Он подошел и
положил передо мной узенькую серую коробочку: «Это тебе». Я открыла-
заграничная авторучка с золотым перышком. И тут писатель сказал: «Ты, Лариса,
будешь писать. У тебя литературный дар. Я читал жене и она не поверила, что
девочка-машинистка могла так написать: ты усвоила стиль, манеру, лексику. И
самое главное, жена была рада, что ты изменила судьбу героя. Ведь я так и
оставил, только про «Березку» выкинул. Пиши, у тебя получится».
После окончания
института Лариса Рубальская устроилась в школу, но задержалась там на две
недели. Причиной увольнения стал урок в 5 классе, когда Лариса Алексеевна сказала
ученикам, что в сказке «Морозко» видит
лишь одного положительного героя- собаку, которая лаяла правду.
Поэтесса шутит, что ее
трудовая книжка трехтомник- она работала библиотекарем, корректором, учителем.
У Ларисы была бабушка,
которая часто говорила смешные пословицы: каждый сверчок знай свой шесток; не
летай выше облаков, не встань на точку дураков. Но жизнь ей показывала, что сверчок
есть, а шестка все еще нет. И вот такой шесток ей нашла мама. Она узнала о
курсах японского языка: «Иди, Ларис, учи. У тебя голова устроена как-то
необычно, ты одолеешь. А потом и работу хорошую найдешь». Язык Ларисе дался
легко, она довольно быстро его освоила и могла даже петь незамысловатые
песенки. Ее пригласили на работу в представительство японского телеканала.
Лесенка жизни вела ее все выше и выше. Она долго работала переводчиком на
телевидении. Сбылись какие-то материальные мечты. Но стало скучно: «Чем больше времени проводила с
японцами, тем сильнее обострялась моя любовь к российским людям».
Мне
тридцать лет, а я не замужем.
Как
говорят, не первой свежести.
А
в сердце чувств такие залежи,
Такой
запас любви и нежности…
Лариса в молодости
часто влюблялась, но особого успеха у мужчин не имела. В тридцать,
понимая, что хочет замуж, стала
спрашивать своих знакомых, нет ли у них
кого на примете. «Многие удивляются, почему
я не стесняюсь рассказывать о том, что искала мужа, в то время как все
стараются такое скрыть. Но я просто так устроена. Есть люди, которые больше в
себе разбираются, а я стараюсь разобраться в жизни. У меня глаза обращены
наружу, а не внутрь». Так состоялась ее встреча с будущим мужем Давидом
Иосифовичем Розенблатом. Вместе они прожили тридцать три счастливых года: «Теперь я точно знаю: ни один мой роман
не мог бы завершиться такой большой
любовью, такой хорошей, долгой, благополучной семейной жизнью».
Именно муж первым рассмотрел ее
поэтический дар. В 1984 году он прочел несколько ее стихов и понял, что его
супруга настоящий поэт. Он показал ее стихи Владимиру Мигуле и родилась песня
«Воспоминание», которую исполнила Валентина Толкунова. Впоследствии, поэтесса
начала работу с Вячеславом Добрыниным, Давидом Тухмановым и многими другими
композиторами. С 1984 года Лариса Рубальская многократный лауреат телеконкурса
«Песня года». Ее песни исполняют самые популярные российские исполнители.
Лариса Рубальская пишет
обо всем- о смысле жизни, о любви, об одиночестве, но главной темой стихов
поэтессы стали размышления о женщине, о том, каково быть женщиной, о женской
доле, возрасте и мироощущении. Все в этих стихах близко и откликается знакомыми
сюжетами из жизни любой из нас, женщин.
Опять
в саду алеют грозди,
Как
подобает сентябрю.
Ты
был моим недолгим гостем,
Но
я судьбу благодарю.
Мы
были оба несвободны,
И
в этом некого винить.
И
не связала нас на годы
Судьбы
запутанная нить…
В 90-е годы был пик
популярности поэтессы. Ее песни исполняли Алла Пугачева, Ирина Аллегрова,
Александр Малинин, Михаил Муромов, Филипп Киркоров и многие другие. Лариса
Рубальская автор почти 600 стихотворений, большинство из которых переложены на
музыку. Ларисе Рубальской не чужды мягкий юмор и самоирония. Поэтесса пишет
смешные зарисовки о том, как стареет, о глупых привычках и собственных ошибках
и слабостях.
Годы
идут, годы движутся,
Челюсть
вставлена, трудно дышится.
Гляну
в зеркальце - одна кручина,
Шея
в складках, лицо в морщинах.
Туфли
куплю, в журнале копия,
Носить
не могу - плоскостопие,
Вдаль
не вижу, вблизи как безрукая,
Не
то дальнозоркая, не то близорукая.
И
слух стал немного ниже,
Пошлют
подальше, иду поближе.
Нам
Пушкин пел очень упорно:
Любви
все возрасты покорны,
Мол,
и в старости на любовь есть сила.
Но
я вам скажу, не тут-то было!
Хочу
кокетничать глазки в пол,
А
лезу в сумочку, где валидол.
К
мужчине в объятья хочется броситься
Да
мешают очки на переносице.
А
память стала низкого качества-
Зачем
легла к нему, забыла начисто.
Одно
утешение со мной повсюду.
Я
хуже, чем была, но лучше, чем буду!
Лариса Алексеевна
вспоминает об одном своем выступлении перед женской аудиторией. И захотелось ей
прочитать начатое новое стихотворение: «Я
успела немного написать, и притормозила,
не зная, как разводить действие дальше. Написала так:
По
стеклу стучали ветки-
Признак
ветреного дня.
Он
пришел к своей соседке,
А
остался у меня.
Как
все было, не расскажешь,
Я
запуталась сама.
Дом
у нас многоэтажный,
Одиноких
женщин тьма.
Мы
друг к другу ходим часто,
Ведь
идти не далеко.
Поболтать
о женском счастье
Под
чаек да под пивко.
Жизнь
у бабы не конфетка,
А
компот из мышьяка.
Тут
одна моя соседка
Подхватила
мужика.
Целый
вечер тарахтела-
Что
сказал да как одет.
Что
с таким она хотела
Повстречаться
много лет,
Что
зовут его Володя,
Что
на Соколе живет,
Что
он третий год в разводе
И
что в среду к ней придет…
Прочитала
я эти строчки, а потом честно сказала: «Не знаю, что писать дальше!» Что тут началось! Женщины начали предлагать:
-
Пусть ходит к обеим! Но чтоб ни одна об этом не догадалась. Обе хотят счастья!
Много
вариантов женщины придумывали, основываясь на собственном опыте. «Короче,
Лариса, ты придумай сама, но обязательно так, чтоб мы, бабы, все-таки
счастливыми были!» А сама я думаю, что
Счастье- это когда есть кого кормить и чем кормить. И всем этого желаю!»
В мае 2009 года Лариса
Рубальская потеряла своего любимого мужа. «Стараюсь
жить полноценной жизнью. Просто перешла в другую стадию. Раньше я была не одна,
а теперь одна. Никто меня не ждет, никто обо мне не скучает. Вот и все, что
изменилось… Вот только стихи о любви
сейчас не пишутся. Не могу. О грустном писать не хочу, а ничего иного сегодня у
меня в душе нет… Заставляю себя думать о чем угодно, только не об этом. Не
пересматриваю фотографии, видеозаписи, письма. Пока не могу. Я так спасаюсь…»
Так же Лариса
Алексеевна много работает. Она ездит на гастроли, выступает с концертами.
Сочиняет посвящения, сценарии на дни рождения, к свадьбам, к профессиональным
праздникам. Она обожает готовить и вкусно поесть. Издала ряд книг с рецептами
«Кулинарная стихия, или Стихийная кулинария», «Его Величество Салат» и другие.
Поэтесса признается,
что не чувствует собственного возраста. Свое отношение выразила в стихотворении
«Я не хочу быть старой бабкой» и не стала ей.
Я
не хочу быть старой бабкой!
Мне
это очень не пойдет!
Ходить
по рынку с сумкой-тачкой,
И
раздвигать клюкой народ!
…………………………………………….
Хочу
дожить до старости
И
быть в своем уме!!!
И
чтоб букетик ландышей
Хотелось…
По весне…
Лариса Рубальская,
замечательная российская поэтесса, рассказывает нам о нас с любовью и
пониманием всех наших слабостей и тайных движениях души. Она как настоящая
подруга, не осуждая, своим творчеством облегчает нам душу, помогает идти по
дороге жизни. В эти сентябрьские дни мы поздравляем ее с юбилеем и желаем
творческих успехов, вдохновения и… любви.
Я
бываю такая разная-
То
капризная, то прекрасная,
То
страшилище опупенное,
То
красавица- мисс Вселенная ,
То
покладиста, то с характером,
То
молчу, то ругаюсь матерно,
То
в горящие избы на лошади,
То
отчаянно требую помощи,
Дверью
хлопну- расставлю все точки,
То
ласкаюсь пушистым комочком,
То
люблю и тотчас ненавижу,
То
боюсь высоты, но на крышу
Выхожу
погулять темной ночкой,
То
жена, то примерная дочка,
То
смеюсь, то рыдаю белугой,
То
мирюсь, то ругаюсь с подругой.
Не
больна я, не в психике трещина…
Просто
Я - стопроцентная ЖЕНЩИНА!!
Наталия
ТАРАКАНОВА,
главный
библиотекарь отдела обслуживания
(фото
взято из открытых источников)
Комментариев нет:
Отправить комментарий