четверг, 24 сентября 2020 г.

«Непростая штука жизнь». К 75-летию Ларисы Рубальской


Лариса Рубальская - советская и впоследствии российская поэтесса, автор стихотворений и текстов к песням, переводчица, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и член Союза писателей Москвы.

Она в шутку называет себя «человеком позднего развития», потому что поздно вышла замуж, поздно начала поэтическую биографию. Но поздний старт не помешал удачной карьере и личной жизни.

Лариса Рубальская- коренная москвичка. Она родилась 24 сентября 1945 года. Ее детство пришлось на тяжелые послевоенные годы. Отец Ларисы работал учителем труда в школе, мама заведовала хозчастью в том же учебном заведении. Время было тяжелое, поэтому родителям Ларисы не до образования- нужно было кормить семью. До самой смерти они оставались замечательными людьми.

Отец Ларисы родился в Житомирской области, воевал. Когда после Победы вернулся домой, узнал от односельчан, что родителей, двух сестер и родственников расстреляли фашисты. Оставаться в родном селе он не мог, уехал в Москву. В столице встретил будущую жену. Ее тоже не миновало горе- парень, которого она любила, погиб в первый год войны. Два этих горьких одиночества соединились, чтобы отогреть свои сердца, начать все заново и дать жизнь девочке Ларисе, чье будущее тоже будет непростым, но все же ярким, творческим. Позже у них родился еще и сын Валерий.

Лариса не любила школу- уроки казались ей скучными. Девочке хотелось играть на свежем воздухе, смеяться, баловаться, влюбляться…

 

Мы знаем все уже про джаз,

Зовем друг друга стариками,

И вырастает что-то в нас,

Топорща майки бугорками.

Уже  к мальчишкам интерес,

Кудрявых просто не хватало.

Осуществляющим ликбез

Был Мопассан под одеялом.

Французский фильм «Фанфан- тюльпан»

Привез механик по ошибке

И загораживал экран,

Когда там целовались шибко.

На фотографии смешной

На фоне знамени с призывом

Та, что была когда-то мной

В том пятьдесят восьмом счастливом…

 

Характеристику после школы ей дали соответствующую: умственные способности средние, занимается нерегулярно, поступать в институт не рекомендуется. Правда, с припиской, что Лариса – хороший товарищ и активный участник самодеятельности.

Девушка устроилась машинисткой в литературный институт и вскоре получила характеристику, что на работу не опаздывает и печатает без ошибок. «Однажды смешно получилось,- вспоминает Лариса Рубальская.- Я под диктовку печатала большую повесть. И пока печатала, героев этой повести полюбила всем сердцем и переживала за всех. А писатель диктовал и радовался, что из глаз машинистки слезы на клавиши капали- значит, трогает материал, забирает. И вдруг события повести приводят к гибели главного героя.  У меня прямо сердце упало, я перестала  печатать, замотала головой: «Не буду я дальше печатать, если Олега в живых не оставите!» писатель сначала засмеялся, а потом рассердился: «Не выдумывай, пиши как говорю так надо. Иначе не интересно» я стала печатать. Писатель ходил по машбюро, диктовал, посматривал на часы. Осталось совсем немного- четыре странички. Как раз успеют сдать в набор. Печатала я очень быстро, странички получались очень чистенькие, без ошибок. Наконец, последний абзац, точка, шоколадка- спасибо, Ларисочка, - и бегом побежал писатель по коридору- за подписью к главному редактору. Я сидела и размышляла,- рассказать или нет Варваре Васильевне, что Олег не погиб. И что я вообще, с какого-то момента писателя не слушала, а печатала сюжет, который придумала сама,- что Олег остался жив, и жизнь его сложилась счастливо, женился он на любимой красавице, и стал журналистом-международником, и купил себе «Волгу», и пошел однажды в «Березку», и купил ей там свитер импортный и солнечные очки ( об этом мечтала сама Лариса). Как раз к концу диктовки я успела все это насочинять».

Рабочий день кончился. Никому ничего так и не сказав, Лариса отправилась в вечерний институт на занятия. Учительницей она быть не собиралась. Педагогический выбрала из-за того, что легче было поступить . в ее аттестате были одни тройки. Правда, сочинения ее всегда читали вслух классу, но все равно ставили тройки за неправильный подход к теме.

На следующий день, с головной болью от страха потерять работу, Лариса пришла в машбюро. «В середине дня в машбюро зашел тот писатель. Я замерла. Он подошел и положил передо мной узенькую серую коробочку: «Это тебе». Я открыла- заграничная авторучка с золотым перышком. И тут писатель сказал: «Ты, Лариса, будешь писать. У тебя литературный дар. Я читал жене и она не поверила, что девочка-машинистка могла так написать: ты усвоила стиль, манеру, лексику. И самое главное, жена была рада, что ты изменила судьбу героя. Ведь я так и оставил, только про «Березку» выкинул. Пиши, у тебя получится».

После окончания института Лариса Рубальская устроилась в школу, но задержалась там на две недели. Причиной увольнения стал урок в 5 классе, когда Лариса Алексеевна сказала ученикам, что в сказке «Морозко»  видит лишь одного положительного героя- собаку, которая лаяла правду.

Поэтесса шутит, что ее трудовая книжка трехтомник- она работала библиотекарем, корректором, учителем.

У Ларисы была бабушка, которая часто говорила смешные пословицы: каждый сверчок знай свой шесток; не летай выше облаков, не встань на точку дураков. Но жизнь ей показывала, что сверчок есть, а шестка все еще нет. И вот такой шесток ей нашла мама. Она узнала о курсах японского языка: «Иди, Ларис, учи. У тебя голова устроена как-то необычно, ты одолеешь. А потом и работу хорошую найдешь». Язык Ларисе дался легко, она довольно быстро его освоила и могла даже петь незамысловатые песенки. Ее пригласили на работу в представительство японского телеканала. Лесенка жизни вела ее все выше и выше. Она долго работала переводчиком на телевидении. Сбылись какие-то материальные мечты. Но стало скучно: «Чем больше времени проводила с японцами, тем сильнее обострялась моя любовь к российским людям».

Мне тридцать лет, а я не замужем.

Как говорят, не первой свежести.

А в сердце чувств такие залежи,

Такой запас любви и нежности…

Лариса в молодости часто влюблялась, но особого успеха у мужчин не имела. В тридцать, понимая,  что хочет замуж, стала спрашивать  своих знакомых, нет ли у них кого на примете. «Многие удивляются, почему  я не стесняюсь рассказывать о том, что искала мужа, в то время как все стараются такое скрыть. Но я просто так устроена. Есть люди, которые больше в себе разбираются, а я стараюсь разобраться в жизни. У меня глаза обращены наружу, а не внутрь». Так состоялась ее встреча с будущим мужем Давидом Иосифовичем Розенблатом. Вместе они прожили тридцать три счастливых года: «Теперь я точно знаю: ни один мой роман не мог  бы завершиться такой большой любовью, такой хорошей, долгой, благополучной семейной жизнью». Именно  муж первым рассмотрел ее поэтический дар. В 1984 году он прочел несколько ее стихов и понял, что его супруга настоящий поэт. Он показал ее стихи Владимиру Мигуле и родилась песня «Воспоминание», которую исполнила Валентина Толкунова. Впоследствии, поэтесса начала работу с Вячеславом Добрыниным, Давидом Тухмановым и многими другими композиторами. С 1984 года Лариса Рубальская многократный лауреат телеконкурса «Песня года». Ее песни исполняют самые популярные российские исполнители.

Лариса Рубальская пишет обо всем- о смысле жизни, о любви, об одиночестве, но главной темой стихов поэтессы стали размышления о женщине, о том, каково быть женщиной, о женской доле, возрасте и мироощущении. Все в этих стихах близко и откликается знакомыми сюжетами из жизни любой из нас, женщин.

Опять в саду алеют грозди,

Как подобает сентябрю.

Ты был моим недолгим гостем,

Но я судьбу благодарю.

Мы были оба несвободны,

И в этом некого винить.

И не связала нас на годы

Судьбы запутанная нить…

 

В 90-е годы был пик популярности поэтессы. Ее песни исполняли Алла Пугачева, Ирина Аллегрова, Александр Малинин, Михаил Муромов, Филипп Киркоров и многие другие. Лариса Рубальская автор почти 600 стихотворений, большинство из которых переложены на музыку. Ларисе Рубальской не чужды мягкий юмор и самоирония. Поэтесса пишет смешные зарисовки о том, как стареет, о глупых привычках и собственных ошибках и слабостях.

Годы идут, годы движутся,

Челюсть вставлена, трудно дышится.

Гляну в зеркальце - одна кручина,

Шея в складках, лицо в морщинах.

Туфли куплю, в журнале копия,

Носить не могу - плоскостопие,

Вдаль не вижу, вблизи как безрукая,

Не то дальнозоркая, не то близорукая.

И слух стал немного ниже,

Пошлют подальше, иду поближе.

Нам Пушкин пел очень упорно:

Любви все возрасты покорны,

Мол, и в старости на любовь есть сила.

Но я вам скажу, не тут-то было!

Хочу кокетничать глазки в пол,

А лезу в сумочку, где валидол.

К мужчине в объятья хочется броситься

Да мешают очки на переносице.

А память стала низкого качества-

Зачем легла к нему, забыла начисто.

Одно утешение со мной повсюду.

Я хуже, чем была, но лучше, чем буду!

Лариса Алексеевна вспоминает об одном своем выступлении перед женской аудиторией. И захотелось ей прочитать начатое новое стихотворение: «Я успела  немного написать, и притормозила, не зная, как разводить действие дальше. Написала так:

По стеклу стучали ветки-

Признак ветреного дня.

Он пришел к своей соседке,

А остался у меня.

Как все было, не расскажешь,

Я запуталась сама.

Дом у нас многоэтажный,

Одиноких женщин тьма.

Мы друг к другу ходим часто,

Ведь идти не далеко.

Поболтать о женском счастье

Под чаек да под пивко.

Жизнь у бабы не конфетка,

А компот из мышьяка.

Тут одна моя соседка

Подхватила мужика.

Целый вечер тарахтела-

Что сказал да как одет.

Что с таким она хотела

Повстречаться много лет,

Что зовут его Володя,

Что на Соколе живет,

Что он третий год в разводе

И что в среду к ней придет…

Прочитала я эти строчки, а потом честно сказала: «Не знаю, что писать дальше!»  Что тут началось! Женщины начали предлагать:

- Пусть ходит к обеим! Но чтоб ни одна об этом не догадалась. Обе хотят счастья!

Много вариантов женщины придумывали, основываясь на собственном опыте. «Короче, Лариса, ты придумай сама, но обязательно так, чтоб мы, бабы, все-таки счастливыми были!»  А сама я думаю, что Счастье- это когда есть кого кормить и чем кормить. И всем этого желаю!»

В мае 2009 года Лариса Рубальская потеряла своего любимого мужа. «Стараюсь жить полноценной жизнью. Просто перешла в другую стадию. Раньше я была не одна, а теперь одна. Никто меня не ждет, никто обо мне не скучает. Вот и все, что изменилось…  Вот только стихи о любви сейчас не пишутся. Не могу. О грустном писать не хочу, а ничего иного сегодня у меня в душе нет… Заставляю себя думать о чем угодно, только не об этом. Не пересматриваю фотографии, видеозаписи, письма. Пока не могу. Я так спасаюсь…»

Так же Лариса Алексеевна много работает. Она ездит на гастроли, выступает с концертами. Сочиняет посвящения, сценарии на дни рождения, к свадьбам, к профессиональным праздникам. Она обожает готовить и вкусно поесть. Издала ряд книг с рецептами «Кулинарная стихия, или Стихийная кулинария», «Его Величество Салат» и другие.

Поэтесса признается, что не чувствует собственного возраста. Свое отношение выразила в стихотворении «Я не хочу быть старой бабкой» и не стала ей.

Я не хочу быть старой бабкой!

Мне это очень не пойдет!

Ходить по рынку с сумкой-тачкой,

И раздвигать клюкой народ!

…………………………………………….

Хочу дожить до старости

И быть в своем уме!!!

И чтоб букетик ландышей

Хотелось… По весне…

Лариса Рубальская, замечательная российская поэтесса, рассказывает нам о нас с любовью и пониманием всех наших слабостей и тайных движениях души. Она как настоящая подруга, не осуждая, своим творчеством облегчает нам душу, помогает идти по дороге жизни. В эти сентябрьские дни мы поздравляем ее с юбилеем и желаем творческих успехов, вдохновения и… любви.

Я бываю такая разная-

То капризная, то прекрасная,

То страшилище опупенное,

То красавица- мисс Вселенная ,

То покладиста, то с характером,

То молчу, то ругаюсь матерно,

То в горящие избы на лошади,

То отчаянно требую помощи,

Дверью хлопну- расставлю все точки,

То ласкаюсь пушистым комочком,

То люблю и тотчас ненавижу,

То боюсь высоты, но на крышу

Выхожу погулять темной ночкой,

То жена, то примерная дочка,

То смеюсь, то рыдаю белугой,

То мирюсь, то ругаюсь с подругой.

Не больна я, не в психике трещина…

Просто Я - стопроцентная ЖЕНЩИНА!!

 

Наталия ТАРАКАНОВА,

главный библиотекарь отдела обслуживания

 

(фото взято из открытых источников)

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий