понедельник, 14 сентября 2020 г.

Память о Беслане: документалистика

 

Документальные фильмы о терроризме по своей сути являются фильмами-впечатлениями, иначе они просто теряют свою эмоциональную ценность для зрителя. Автор такого фильма не просто собирает набранный материал в логическую цепочку, он пропускает его через себя, доносит до своего зрителя те чувства, которые вольно или невольно родились в процессе работы.

Чтобы донести до аудитории свою мысль, писатель использует художественные средства языка, художник – палитру красок, музыкант – гармонию мелодии. У автора документального кино есть монтаж. Его приемы помогают создать из простого перечисления фактов впечатление.


Беслан. 1-3 сентября 2004 года. В те дни, во время торжественной линейки, приуроченной началу учебного года, террористы захватили школу №1 города Беслана (Северная Осетия). Заложниками оказались более тысячи человек, большинство из которых были дети в возрасте от 1 года до 17 лет. В течение двух с половиной суток террористы удерживали заложников в спортивном зале школы. Это были страшные часы страха, жажды, духоты и боли.

3 сентября в 13 часов 05 минут в школе прозвучали взрывы, в результате чего часть здания обрушилась, и заложники стали выбегать на улицу. После этих взрывов силами ЦСН ФСБ был предпринят штурм. В результате перестрелки 28 террористов были уничтожены. В результате теракта погибли 335 человек, 186 из которых дети.

Этим страшным дням посвящены множество сюжетов и телепередач. Мы предлагаем Вашему вниманию три документальных фильма, заставляющих по-иному взглянуть на ужас Беслана: документальный фильм «Город маленьких ангелов» («RT» ANO «TV-NOVOSTI» 2010 год. URL: https://yandex.ru/video/search?filmId=4122819287261794281&text=%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D1%8B%20%D0%BE%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%20%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%20%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD&noreask=1&path=wizard), документальный фильм «Дети Беслана» (BBC. URL: https://yandex.ru/video/search?filmId=9413781664809067931&text=%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D1%8B%20%D0%BE%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%20%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%20%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD&noreask=1&path=wizard) и документальный фильм «Беслан. Трагедия страны» (ТВ-Ц 2014 год. URL: http://dochronika.ru/load/reportazhi/specialnyj_reportazh_beslan_tragedija_strany/13-1-0-3521).

Фильм «Город маленьких ангелов» телекомпании RT был снят в 2010 году. Его продолжительность 26 минут 19 секунд. Каждая секунда фильма буквально пропитана эмоциями. При просмотре они ясно ощущаются на подсознательном уровне.

В любом документальном фильме важно первое слово, первый кадр. Они создают атмосферу, проводят красную нить повествования. «Город маленьких ангелов» начинается с панорамы города Беслана с высоты птичьего полета. Голос за кадром читает светлый текст: «Утро. В небе необычайная тишина… Но что это? Сладкая, едва уловимая музыка. Это запел жаворонок. А ведь сверху так интересно смотреть на людей! Вот в этом доме зажгли свет. А из этого дома выбежали трое босых ребятишек. Слышно стало, как лает собака, кричат петухи. Звуки наполнили тишину. А я все лечу, лечу и лечу в небе. Я – облако…». Первым словом фильма стали строки из сочинения о родном городе двенадцатилетней девочки Эммы.

Далее зритель видит кадры любительской съемки, на которых красивая, улыбчивая кареглазая девочка играет со своими подругами, мечтает стать моделью, берет интервью у своего кота. И снова кадр – эти улыбчивые лица с надгробий. Внезапный переход, обрыв нити заставляет зрителя вздрогнуть. Так авторы разделили мир на «до» и «после». «До» были мечты, смех, радость, надежды, восходящее солнце и песня жаворонка. А «после» - новый город, «Город маленьких ангелов». Так называется мемориальное кладбище в Беслане. Здесь 186 детских могил с одной датой смерти на всех – 3 сентября 2004 года.

Следующий кадр: детские ножки в легких сандаликах осторожно ступают по битому кирпичу. Секунда и этот кадр прерывается другим, коротким – видео террористического захвата школы. Это повторяется несколько раз. Применение в данном случае ассоциативно-образного монтажа помогает авторам передать атмосферу неестественности происходящего. Настолько негармонично смотрятся худенькие детские ножки на фоне кирпича.

Это мальчик и девочка, брат и сестра. В 2004 году им было по 4 года, но они помнят все. Дети осторожно ступают по разрушенным коридорам школы, опасливо заглядывают в двери. Внезапно кричит петух вдалеке, и девочка вздрагивает. Она прижимает руки к груди и говорит шепотом. Она еще помнит, как нужно себя вести здесь. В этом эпизоде используется только внутрикадровый монтаж. Для передачи необходимой эмоции больше ничего не нужно, обо всем говорят глаза девочки, ее тихий голос.

Следующая часть фильма посвящена воспоминаниям тех, кто потерял своих детей. Воспоминания строятся, начиная со счастливых моментов сборов на линейку. Между рассказами матерей вставляются любительские кадры праздничной школьной суеты. Параллельный монтаж делает описываемую героями картину объемной, наполненной звуками.

Звучат слова: «Этой радости оставалось чуть более двадцати минут». О самом захвате рассказывается мало. Этот рассказ начинают сами дети. Они делятся своими воспоминаниями. Слова матерей тонут в слезах. Те двое с половиной суток навсегда врезались в память Беслана. Применение повествовательного монтажа создает в этой части калейдоскоп портретов и судеб.

Как символ возрождающейся жизни, ее необратимого круговорота, кадры о том, как мама собирает дочку Милену в первый класс. Ее старшая сестра погибла в спортивном зале школы №1. Каждое воскресенье Милена вместе с мамой приходит сюда. У нее здесь свои обязанности: принести чистой воды, сменить увядшие цветы и следить, чтобы мама не плакала.

«Они все здесь, на этих фотографиях. Несостоявшиеся художники, музыканты, экономисты, врачи, матери и отцы». Этими словами сопровождаются кадры из школы №1. Разрушенные, простреленные стены спортзала, зажженные свечи, игрушки, вода и их глаза. Глаза тех, кто не вернулся из школы в те сентябрьские дни.

Завершающие кадры: улыбчивая Милена. «Плохим я ничего не могу пожелать. А добрым, чтобы они такими остались». Звучит смех, дети катаются на карусели. Жизнь продолжается.

Фильм «Город маленьких ангелов» не о теракте, он о боли, о надежде и любви. Активное сочетание при его создании разных видов монтажа позволяет нарисовать яркую, насыщенную картину события, достичь цели, которую авторы ставили перед собой.

Документальный фильм «Дети Беслана» снят BBC. Его продолжительность 59 минут 18 секунд. И все это время, почти час, взрослые не говорят ни слова. Им, будто, нечего сказать, глядя в глаза детей, прошедших через ад в спортзале простой средней школы.

 Главные герои фильма – дети. Они сами рассказывают о себе, о том, что им довелось пережить. Дети говорят исключительно на родном языке. Фильм дублирован на английский субтитрами. В использовании этого приема есть свой скрытый смысл: взрослые, вы видели их глаза, теперь услышьте их голоса. Они говорят тихо и тонко, еще не могут выговорить все буквы, но вы вслушайтесь в то, о чем они рассказывают.

Весь фильм выстроен на межкадровом параллельном монтаже, создавая ощущение мозаики, которая постепенно складывается от первого и до последнего кадра.

Особенно интересен эпизод, когда дети рассказывают о том, в кого или во что они верили, когда ждали спасения. Кто-то говорил, что его спас Бог, кто-то верил только в себя, в свои силы. Один из героев сказал: «Вместо Бога есть военная сила». Но дети оставались детьми даже в той ситуации, и были те, кто ждал на помощь Гарри Поттера.

В фильме хорошо отражена особенность детей Беслана: они стали взрослыми слишком рано, и уже в свои 10-12 лет четко знают, что всей своей жизнью нужно служить обществу. Многие из бесланских заложников мечтают стать военными, полицейскими, спасателями, врачами. Теперь у этих детей новые супергерои.

В фильме есть и хронология событий тех трех сентябрьских дней. Эти эпизоды изображены воспоминаниями детей, кадрами любительской съемки.

Завершающие кадры: детский смех, шум, громкая игра. Эти радостные крики и уверенные шаги бегающих по двору детей, как противовес первым кадрам, когда крались по коридорам школы и говорили вполголоса. Последнее слово: «Пройдут года – мы подрастем. А школы расцветут, как сад весенний. И никогда, поверьте, никогда мы не дадим разрушить им все это!». И маленький мальчик с ранцем на плечах бежит в школу, потому что это правильно, так должно быть.

Документальный фильм «Беслан. Трагедия страны» был снят в 2014 году ТВ-Ц. Автор фильма – Петр Любимов. Продолжительность фильма 26 минут 08 секунд.

Первый кадр: тюрьма. Первое слово «о последнем живом, которого прокляла вся страна». Автор рассказывает о единственном террористе, выжившем при штурме школы №1 города Беслана и явно сожалеет, что в нашей стране введен мораторий на смертную казнь.

Следующий эпизод: приготовления к свадьбе. Вся большая семья печет осетинские пироги, готовит мясо, невеста волнуется. Поздравить ее приходят два ее одноклассника, которые «были в теракте». Именно так говорят в Беслане.

И снова смена эпизода: кадры любительской съемки террористов, захват школы, автоматы, нацеленные в детей.

На экране появляется лицо молодой красивой девушки. Ее имя Зарина. Ей было 13 лет, когда она вместе со своими одноклассниками стали заложниками. Теперь она – дипломированный врач, но «ее голос еле слышен, даже в микрофон». У Зарины есть малыш, она ждет второго, и, обращаясь в памяти к тем трагичным событиям, переживает их уже за своих родителей.

И снова кадры из тюрьмы. Автор рассказывает о распорядке дня «последнего террориста» с нотой презрения и отвращения в голосе. Террористу даже дают слово, и он говорит в камеру, что Конституция России ему никогда была не нужна, и сам он, в общем, человек хороший.

Следующий эпизод посвящен организации и проведению штурма, вернее, героям, которые просто делали свою работу.

Завершающие кадры: свадьба в разгаре, и друзья, которые «были в теракте» «пускаются в пляс. Жить! Жить дальше!».

Фильм «Беслан. Трагедия страны» полностью выстроен на параллельном монтаже. Сначала все кадры кажутся случайными, необъединенными общим смыслом, общей идеей, но постепенно все становится на свои, задуманные автором места.

Мы проанализировали три фильма, рассказывающие об одном событии. Каждый из них по-разному его раскрывает. Так, фильм «Город маленьких ангелов» пронизан болью утраты, бессилием родителей, которые не могут вернуть своих детей  к жизни. В этом фильме нет даже ненависти к террористам, потому что фильм не о них. Фильм «Дети Беслана» снят как укор взрослым, не сумевшим защитить мир от терроризма. Расплачиваться за эти ошибки пришлось детям. В фильме отражена вся палитра чувств, с которыми детям придется пройти через всю свою жизнь: от страха до ненависти. Проект ТВ-Ц «Беслан. Трагедия страны» лишена сильного эмоционального налета. Автор фильма испытывает к террористам явное отвращение и не упускает возможности это продемонстрировать. Однако, на наш взгляд оставшийся в живых террорист не достоин быть частью фильма о бесланской трагедии. Из 26 минут эфирного времени его времяпрепровождению и интервью было посвящено 7 минут. В данном фильме достаточно четко прорисован образ защитника, освободителя.

Что может быть страшнее, чем хоронить своих детей? Только просыпаться каждое утро и знать, что нет больше на земле твоего человечка. Он там, без тебя, в Городе Ангелов…


Наталия БОНДАРЕНКО,

директор Нехаевской межпоселенческой центральной библиотеки


в тексте указаны ссылки на использованный видеоматериал


Комментариев нет:

Отправить комментарий