понедельник, 27 апреля 2020 г.

Фрида. Картины, написанные болью


В нашем современном мире женщина полноправна, самостоятельна и независима. Она не только мать, женщина, но строитель собственной жизни и карьеры. Но так было не всегда. Одна из первых вдохновительниц современных женщин родилась в 1907 году в Мексике и звали ее Фрида Кало.
Уже в детстве жизнь впервые испытала ее на прочность. После перенесенного полиомиелита, правая нога стала тоньше и короче левой. В 17 лет жизнь Фриды изменилась навсегда. Машина, в которой ехала девушка со своим другом, столкнулась с трамваем. Сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра и нога в одиннадцати местах. Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Кало перенесла 32 операции. Автокатастрофа навсегда изменила ее жизнь.
Почти год девушка провела в неподвижности, закованная в гипс. Бездействие  было едва ли не мучительнее боли. Первые рисунки появились на гипсе. Именно в это время отец соорудил ей специальный подрамник под холст, чтобы можно было писать лежа. Над кроватью повесили зеркало. Неудивительно, что Фрида писала автопортреты.
« Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той, которую знаю лучше всего».


Автопортреты останутся основной темой ее творчества. По ним можно проследить все этапы ее жизни, ее чувства, ее гражданскую позицию. Как только Фрида смогла ходить сама, она поступила в самый престижный институт Мексики. В том же 1929 году она встретила известного мексиканского художника-коммуниста Диего Риверу. Когда они поженились, ему было 43, ей -22 года.

Фрида Кало была достаточно раскрепощена для того времени. Вместе с Диего они устраивали шумные многолюдные вечеринки, на которых она могла спеть непристойную песенку или неприлично пошутить. Одной из первых женщин начала носить брюки.

Ее гардероб до сих пор будоражит умы и вдохновение современных модников.



Своенравный характер художницы проявлялся не только в творчестве, но и во внешнем облике, манере одеваться. Согласно завещанию Диего Ривера, который пережил свою жену всего на три года, все вещи Фриды были упакованы и спрятаны в их общем доме и пролежали в забвении полвека.
Ее одежда, как и картины, выражали бунтарский дух. Все вместе можно назвать настоящим манифестом революции. Если учесть, что Фрида Кало отлично знала историю своей страны и чтила национальную культуру, то отголоски народных традиций неизбежно находили свое отражение в стиле и одежде художницы. Смелые и яркие наряды дополняла коммунистическая символика. Жесткий корсет, неотъемлемый атрибут травмированного позвоночника, Фрида превратила  в настоящее произведение искусства, украсив его рисунками.
А протез, которым пользовалась для ходьбы после ампутации ноги в 1953 году, «обула» в красный сапог на шнуровке со звонким колокольчиком.



  
После того, как Фрида переболела полиомиелитом и после травмы ноги, она предпочитала носить длинные эпатажные платья с нижними юбками.


Вещи художницы пролежали нетронутыми 50 лет. В 2004 году Музей Фриды Кало принял решение составить опись всего, что осталось на память от художницы. Задокументировал содержимое гардероба японский фотограф Ишиучи Мияко. Он отснял более 300 единиц раритетных вещей художницы. Сейчас их можно увидеть в изданном им иллюстрированном сборнике «Фрида».
Семейная жизнь Фриды и Диего бурлила страстями. Оба супруга яркие, увлекающиеся натуры. К ним, как к магнитам притягивало мужчин и женщин. Они расходились, выясняли отношения, изменяли друг другу и опять сходились. Фрида говорила впоследствии: «В моей жизни было две аварии: одна, когда в  автомобиль врезался трамвай, другая- Диего». Но все же они никогда не могли расстаться навсегда. Их отношения подчинялись правилу : «Ни с тобой, ни без тебя невозможно».
Отношения не мог укрепить случай романтических отношений Фриды с Троцким. В 1937 году Троцкий с женой нашли приют в доме Диего Ривера, когда скрывались от преследования. Мексиканская художница восхищалась «трибуном русской революции», тяжело переживала высылку его из СССР. Троцкому посвящен автопортрет Фриды «Между занавесок». По нему мы можем представить, как выглядела художница в период своего увлечения русским революционером.


Все время Фрида Кало неустанно творила. Самопознание- главный творческий импульс Кало. Внешность для нее становится проявлением внутреннего мира.  Автопортреты полны символизма. Часто Фриду на картинах окружают животные: обезьяны, мексиканские собачки итцкуинтли- для нее вечные друзья и спутники, а пестрые попугаи- воплощение Камы, древнего индейского бога любви. Нередко рядом с собой художница изображала вбитый гвоздь, обыгрывая мексиканское выражение «быть прибитым» ( «быть обманутым»).


Физическая боль, навсегда поселившаяся в теле после аварии, становится мотивом ее работ. Фрида исследует   влияние боли на становление личности. На картине 1944 года «Сломанная колонна» Кало изобразила себя в медицинском бандаже с разбитой дорической колонной вместо позвоночника. Страдания превращается в залог стойкости перед невзгодами. Боль, разочарование, нерожденные дети, любовные катаклизмы и одиночество приобретают на картинах вид гвоздей, стрел, кинжалов и сочащейся крови.


Перипетии взаимоотношений с Диего стали сюжетом многих картин Фриды кало. В 1931 году она пишет двойной портрет со свадебного фото: в руку грузному мужу она вкладывает кисти и палитру, а себе отводит скромную роль жены великого художника. В моменты разлуки Фрида нередко наносит небольшой портрет Диего на лоб собственного изображения, передавая тем самым тоску по мужу.


Вскоре после очередного разрыва в 1939 году Кало пишет одну из самых пронзительных и знаменитых работ «Две Фриды». Она разбивает себя на две разные индивидуальности: традиционную мексиканскую, любимую мужем и свободолюбивую, европейскую, отвергнутую им. Сердца двух Фрид соединяет тонкая артерия, из которой сочится кровь.


Настоящая страсть в творчестве художницы- мексиканские традиции и история. Частые гости ее полотен местная флора и фауна, индейские божества и постройки. В Мексике художница видит образ правильного естественного мироустройства, где человек живет в гармонии с природой, высшими силами, историей. Ее противоположность- суета западного мира, в которой человек теряет себя.


Несмотря на популярность Фриды Кало как художницы, ее первая и единственная прижизненная выставка состоялась незадолго до ее смерти. В это время она тяжело болела. На открытие экспозиции Кало привезли на санитарной машине, внесли на носилках и уложили на кровать в центре зала. Весь вечер, превозмогая боль, Фрида шутила, пела свои сентиментальные песенки под аккомпанемент оркестра «Марьячи», курила и пила.





Ее не стало через неделю после сорокасемилетия. Последняя запись в дневнике гласила: «Я весело жду ухода и надеюсь никогда не возвращаться». Ее похоронили, завернув в знамя мексиканской коммунистической партии. Провожали ее президент Мексики, художники, писатели, известные деятели Мексики и толпы поклонников.

Имя Фриды Кало как символ воли, бунтарства, неповторимости вдохновляет до сих пор самых разных людей. Появилась линия косметики, марка текилы, спортивной обуви, ювелирных изделий, керамика, корсеты и нижнее белье, а так же пиво с именем Фриды Кало. В 2002 году снят фильм «Фрида» с прекрасной Сальмой Хайек в главной роли. 21 декабря 2018 года в московском Манеже открылась выставка работ Фриды Кало и Диего Ривера. Интерес был настолько велик, что выставку продлили на месяц больше запланированного. Ее посетило более 300 тысяч человек.

«…Ты заслуживаешь любовь, которая слышит, как ты поешь,
Поддержит все твои сумасшествия, примет твою свободу и побежит вместе с тобой.
Ты заслуживаешь любовь, которая держит любовь на расстоянии.
И не забудь принести с собой мечты, кофе и стихи»
Фрида Кало



Наталия ТАРАКАНОВА,
главный библиотекарь Отдела обслуживания


Комментариев нет:

Отправить комментарий