четверг, 11 июня 2020 г.

Светлый край берез - моя Россия!



Светлый край берез - моя Россия!
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась!
                            
Э.Асадов

Ставим в песнях «как прекрасен этот мир». Слышим, берущий  за душу, голос Людмилы Зыкиной «Я люблю эту землю». Земля наш кров, дом, в котором мы живем, вне которого не мыслим себя и который обязаны хранить, как зеницу ока.
Русь-Россия - русские слова, которые используются нами очень и очень часто. «Русь» - историческое название нашей страны.  «Россия» - современное название нашей страны. 
И не только берега крутые,
И не только тучи-облака,
В Волге, словно в зеркалах России
Отразились судьбы и века.

Край, страна, область, земля, местность…  вряд ли найдется человек, который был бы равнодушен к красоте своего края, красоте Волги, к ее истории, судьбе. Волга не просто река, не просто вода, не просто водный путь. Волга- путь исторический, где сходится прошлое с настоящим русского народа. Где сплетаются воедино старое и новое, великое и вечное. Волга – широкая дорога Российского государства, над которой шумели эпохи княжеских междоусобиц и феодальной разобщенности, борьба с иноземными захватчиками. Все перевидела Волга, все пережила, все перечувствовала. Волга, наконец, а может быть, в первую очередь- это люди, живущие на ее берегах. Волга укрепляла патриотический дух достойных сыновей и поднимала могучие таланты на служение всей России. С ее берегов и с ее благословения в нашу историю, в наш день, в наши сердца шагнули предводители волжской вольницы Разин и Пугачев. А сколько с Волгой связано имен полководцев, певцов, художников, музыкантов, поэтов. С чего начинается любовь к родному краю в сердце человека? С песчаных отмелей Волги, с дубовых рощ на ее островах. Красивых берез в любое время года. Березы выстроились в ряд и нетерпеливо манят под свою шелковистую листву. У каждого человека есть своя звезда- звезда, под которой он родился и вырос. Мы живем на волгоградской земле, и солдатская звезда всегда горит над каждым из нас. Маргарита Агашина написала «Растет в Волгограде березка» о родном городе, о детстве, семье, о мирном поле. Целые аллеи берез растет по всему городу-герою.
Трава под березкой не смята.
Никто из земли не вставал,
Но как это нужно солдату,
Чтоб кто-то над ним горевал…
Маргарита Агашина назначила встречу со школьниками 9 мая в 10 часов утра у березки. Одна девочка спросила: «Как же ее искать, эту березку? Ведь там она же не одна; кто ее посадил, и есть ли она вообще на самом деле?»  Березка из этой песни растет на Мамаевом кургане. Ее посадил старый рабочий с «Красного октября» Федор Иванович Рыкунов. Четверо его братьев- Иван, Степан, Сергей и Василий не вернулись с войны. Где они похоронены, неизвестно. И теперь это место для Рыкуновых, как родная могила. Теперь уже она не березка, а береза, самая большая в этом парке, а перед ней табличка:
«Смертью храбрых погибли
В 1941-1945 братья Рыкуновы:
Иван-1893
Степан- 1907
Василий- 1912
Сергей- 1914»
Каждый год в День Победы всей фамилией приходят Рыкуновы  на курган к своей березке- дети погибших братьев, внуки, правнуки. Четыре поколения.
Ты тоже родился в России
Краю полевом и лесном.
У нас в каждой песне- береза,
Береза под каждым окном.
На каждой весенней поляне
Их белый живой хоровод,
Но есть в Волгограде березка-
Увидишь, и сердце замрет…
Береза- элемент русского пейзажа. С ней связаны народные обряды. Украшают жилище на праздник, особенно святой Троицы. Березу высаживают в памятных местах. Древесину используют в промышленности, из коры делают берестяные изделия и деготь. Так же береза используется в медицине.


Гимн березе

Если мне воспеть берёзу
Свыше дан наказ,
Я её святые слёзы
Воспою для Вас.

Я её печальный облик
В рифму облеку,
Шёпот листьев, птичий оклик.
Раны на веку…

Как светло-то на просторе.
Дивный свет струит;
На высоком косогоре.
Милая, стоит…

Подойду я и, любуясь,
Косоньки ветвей
Соберу-ка в прядь тугую…
Вей же, ветер, вей!

Нe сломить березу в бурю
Коль душа алмаз,
Даже средь осенней хмури
Радуешь ты глаз!

В зимнем сне, в мороз трескучий.
На краю села.
На обрыве-то, над кручей,
Как же ты мила!

А весною… Боже правый!
Красивее нет!
Молодых листочков нежен,
Изумруден цвет!

Ты в любое время года
Чудно хороша
И для русского народа
Ты его душа!

                      Т. Герасимова
Сколько поэтов пишут о березе, русской красавице. это Есенин, Рубцов, Фет, Прокофьев, Бальмонт и многие другие. Каждый видит ее красоту. Есенин писал:
Мне пора обратно ехать в Русь.
Персия! Тебя ли покидаю?
Навсегда ль с тобою расстаюсь
Из любви к родимому мне краю?
Мне пора обратно ехать в Русь.
Природа у Есенина дышит, действует, живее: «В роще белый перезвон». Цветы у него переливаются, играют, «улыбаются сонные березки».
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.


Николай рубцов вырос сиротой и знал одну-единственную мать- Родину и ей посвящал стихи.
Я люблю, когда шумят березы,
 Когда листья падают с берез.
 Слушаю - и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно,
 Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
 Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.
 На войне отца убила пуля,
 А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
 Вот такой же желтый листопад...
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
 Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...
Афанасий Фет большинство своих стихотворений посвящал природе, ведь он много лет прожил в деревне и очень любил ее.


Печальная берёза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.


Главная тема творчества А.Прокофьева - Россия.

Мне среди Италии взгрустнулось
По России- матери моей.
Больше всех украсила полянку,
Встала, золотиста и светла.
Ты не заблудилась, россиянка?
Ты ведь до Швейцарии дошла!
Как шумится на чужой сторонке,
Зеленеется в другом краю?
От твоих подруг, моя сестренка
Я тебе поклон передаю!


Русь моя, люблю твои березы… С какой любовью травы к травам прильнут; с каким щебетаньем и свистом птицы птиц окружат. Какая прекрасная природа и край наш любимый!
И Русь все так же будет жить!

Ольга НЕФЕДОВА,
библиотекарь

(картинки взяты из открытых источников)

Комментариев нет:

Отправить комментарий